Статья опубликована в журнале «Реклама и Полиграфия»

 

Арджуна спросил: «О, сильнорукий, а что такое Брахман? Что такое душа? Что такое кармическая деятельность? Кто такие полубоги?
Пожалуйста, объясни мне всё это.

 «Бхагавад-Гита»

In pluribus unum

На этот раз речь пойдет о логотипах, чей состав сложен и представлен композицией из нескольких разнородных букв. Если сравнивать графический дизайн с музыкой, то строение подобных знаков похоже на сложный аккорд, где каждая нота, каждый звук могли бы быть иными, но в определенном сочетании звучат благозвучно и достаточно гармонично. Идея подобных знаков не нова и является скорее общераспространенной технологией создания логотипа. Фактически, большинство названий, состоящих из одного слова, может быть выполнено в рамках подобной техники.


Разработка таких знаков сродни созданию сложного букета ароматов, когда самые отчаянно разные нотки убедительно заставляют всасывать воздух; приготовлению многогранного кулинарного шедевра, где несколько кажущихся разными ингредиентов сплетаются в единый ансамбль (как, например, дынный салат с каспийской сельдью). Методика таких знаков исторически появилась достаточно поздно, когда все предыдущие идеи и креативные решения оказались затертыми или исчерпанными. Точно также и в музыке, только изрядно исчерпав возможности классических аккордов и гармонических решений, стали появляться смелые, первое время казавшиеся диссонирующими, а впоследствии все более благозвучные сочетания звуков.

 

Мы видим, что подобные решения встречаются в разных странах у разных дизайнеров. В частности, Нэвил Броуди в начале своей деятельности тоже грешил подобными находками. В ряде случаев такие ходы могут быть оправданны. Если рассматривать логотип как элемент, несущий определенные функции, в данном случае ассоциативные, то использование букв, принадлежащих различным гарнитурам в одном логотипе может рождать самые различные ассоциации. В каких-то случаях разработчики хотели заявить об объединении разнохарактерных элементов в рамках одной структуры или организации. В частности, серия знаков Together (англ.), Ensemble (франц.) и так далее создана для мероприятий, проводимых Евросоюзом. И свидетельствует о том, что страны и подходы в рамках этой организации могут быть различны, но в то же время гармонично сочетаться, а цели — едины. В некоторых случаях, как в примере Пермского академического театра «Театр», буквы выполняют уже историческую функцию, свидетельствуя о различных эпохах и театральных стилях. Иногда знаки демонстрируют просто красивое сочетание букв, ибо эстетику никто не отменил.


Буквы обычно подбираются близкими по жирности, по контрасту, сравнимыми по размеру, но разными по стилю. Одна буква из шрифта с засечками, вторая уже без них. Обычно используются литеры из известных и узнаваемых гарнитур.

 

Иногда, как в примере логотипов «Буквоед» и «Д.В.К.» (Дома военной книги), кажущееся различие букв обманчиво. В таких знаках буквы родственны. Речь идет о стилистической особенности шрифта. Но эти логотипы относятся к рассматриваемой группе.