За "Знаком" - "Шрифт"

Василий Шишкин, который не нуждается в представлении (особенно в нашем журнале), рассказывает о своем новом проекте - будущей выставке "Шрифт". 

- Хотелось бы начать с предыстории выставки "Знак". Еще до выставки я написал серию статей для журнала "Петербургский рекламист" (издавался с 1995 по 2003 гг. - ред. "РП") под рубрикой "Из жизни Знака" Были проведены встречи с дизайнерами города, и выяснилось, что никто ни о ком у нас не знает, что рынок этот только формируется. Постепенно у меня накапливалась любопытная база данных по дизайнерам и различная информация на эту тему: о новых разработках знаков, о ценах, о событиях, которые происходят в этой области творчества. Так идея проведения выставки стала очевидной. В то время я работал с выставочной фирмой "Реал", которая проводила успешные выставки в "Манеже": "Видеоярмарка", "Фотоярмарка". Благодаря этому обстоятельству мы смогли вести переговоры о ценах на аренду выставочного зала в более гуманных величинах. 
- Какой это был год? 
- 1999-й, когда многие уже оправились после кризиса, и хотелось деяний, многим хотелось проявиться, показаться и развиваться дальше. Таковы были предпосылки той выставки. 
У новой выставки, которая будет называться "Шрифт", тоже есть свои предпосылки. Я достаточно долго интересовался шрифтами, наша дизайн-студия разработала программу "33 новых шрифта". Мы участвовали в московской выставке "Буква Раз" и стали одним из победителей с нашим шрифтом "Икона". Мои западные связи, я имею в виду общение с Невилом Броуди, мои поездки в прошлом году в Манчестер, в Калифорнию для изучения западного опыта привели к лавинообразным контактам с западными дизайнерами. Скажем так, появилась опять-таки некая база данных, большое количество знакомств со специалистами в области шрифтов. Многие дизайнеры знают, как насущно не хватает новых шрифтов в России. И хотя есть каталоги и компакт-диски, на которых якобы 6 тысяч кириллизованных шрифтов, но это не совсем так - многие шрифты просто по-разному называются и представляют собой повторы. Мы все знаем, что их преступно мало для работы. Для сравнения: если у нас средний дизайнер оперирует примерно 300-ми хороших шрифтов, то западный имеет базовый набор в 2,5-3 тыс. шрифтов, которые не все инсталлированы, но есть каталоги, и они позволяют для каждого конкретного проекта подобрать именно этот оксидентный шрифт, выбирая из группы шрифтов, а не один из одного. Что позволяет делать дизайн более адресно. Потому что, конечно, это один из базовых кирпичей, один из основных инструментов для создания хорошей идеи. То же самое относится и к издательскому бизнесу, но здесь речь идет уже не про оцидентный шрифт, а про наборный, чем набирается основной массив текста. Чтобы он не только не только читался, воспринимался, запоминался, был компактным удобным, гаравантным и профессиональным (чтобы не слетал), но еще, чтобы он не напоминал шрифты других изданий. Возьмите западный журнал или газету, и вы увидите, что там разные шрифты, что позволяет издательству формировать собственное лицо. У нас картина прямо противоположная - хорошо известно, как ведущие издания города используют один и тот же шрифт "Магистраль" в своих логотипах (в том числе и ваш журнал). А это означает, что дизайнеры используют катастрофический дефицит грамотных шрифтов. 
Организация выставки на эту тему позволит привлечь интерес к этому феномену современной культуры, каким является шрифт, ибо история шрифта насчитывает не столетия даже, а тысячелетия. Она позволит ознакомиться с западным опытом, потому что ни для кого не секрет, что игроков на этом поле в России не так много. В Питере их раз-два и обчелся - Игорь Половодов, Илья Богдеску. В Москве их чуть больше - максимум двадцать студий, которые этим занимаются профессионально. 
- С чем это связано? 
- Это несовершенство законодательства, недостатки регулирования авторских прав. Потому что даже та же компания Паратеп (?) кириллизует известные западные шрифты и ей сложно защищать свои права, свой труд. Вторая причина пониженного интереса к шрифту состоит в том, что процесс создания шрифта - очень трудоемкий и коммерческая часть этой работа очень спорна. 
- То есть шрифт, как продукт, трудно продать? 
- Да это так. Потому что заказы на разработку шрифта бывают очень редко. Наша студия профессионально занимается брэндингом, но и у нас мало кто заказывает шрифты даже из наших постоянных заказчиков. А если создавать шрифты для продажи, они становятся предметом воровства и несанкционированного распространения, потому что регистрация одного шрифта стоит $ 300. В результате мы видим колоссальное противоречие. Авторы и хотят создавать шрифты, но они будут приносить в жертву свое время. У людей есть желание этим заниматься, они делали бы это с удовольствием, но надо кормить себя и кормить семью. Например, наш проект "33 Шрифта" был абсолютно убыточным, но окупился только за счет создания двух фирменных шрифтов для крупных заказчиков - один для сети "Лента", другой для военно-промышленной компании. 
Несмотря на то, что шрифтовиков в России не так много, мы хотели бы организовать выставку, в которой будут представлены работы известных западных дизайнеров, в том числе и Джима Паркинсона, который создает не только логотипы всемирно известных изданий, но и шрифты. Невил Броуди тоже известен как разработчик шрифтов. Его шрифт Blu даже немного видоизменил современную культуру, и у нас встречается этот шрифт, причем несанкционированно кириллизованный. Надеемся, что западным участникам будет интересно представить свои работы, которые могли бы стать предметом коммерческого использования путем корректной кириллизации этих шрифтов и организации их цивилизованной продажи. 
- Кто будет организатором выставки? 
- Организацию выставки берут на себя наша дизайн-студия и Ассоциация графических искусств (бывшая компания "Демарк"), имеющие опыт по проведению выставки "Знак". У нас есть взаимное понимание интересов, мы знаем, как это делать, какие ресурсы для этого требуются, и можем организовать весь процесс. Проведены предварительные переговоры с выставочным залом Союзом художников, который находится на Большой Морской улице. Есть предположения по участию спонсоров. Но надо отметить, что денег для таких проектов всегда не хватает. В таком деле еще один спонсор не бывает лишним. Это деньги, которые будут потрачены на рекламу выставки, на печать работ зарубежных участников, которые сами не смогут сюда приехать, на техническое обеспечение выставки. Поэтому хочется через ваше издание обратиться ко всем заинтересованным лицам, которые могли бы поучаствовать своим трудом, созданием сайта или силами типографии в печати какой-то полиграфической продукции. И мы просим оказать эту помощь и внести свой посильный вклад в развитие графической культуры России. 
- Вы не боитесь, что эта выставка, особенно при ограниченном числе участников, потеряется в выставочных залах и не станет настолько интересной и убедительной, как это предполагается? 
- Риски есть всегда, никто гарантий нам дать не может. Но у нас есть опыт, знание, партнеры и время, чтобы все состоялось хорошо. 
В 1999 году, когда впервые проводилась выставка "Знак", сказать по правде, я очень боялся, что участников не будет. На карту было поставлено все - спонсоров у нас не было, и я нес всю финансовую нагрузку. Проект был инновационным по сути. Это уже потом появились такие выставки как "Золотая блоха", "Танга", которые демонстрировали только "Знак". Но после того, как в нашей выставке участвовало свыше сотни авторов из Питера и Москвы, журнал "Как" написал, что это замечательный праздник, у которого надо учиться, а логотип самой выставки "Знак" получил Гран При на "Золотой блохе", стало очевидно, что выставка "Знак" состоялась. 
Я открою один секрет: я не тешу себя иллюзиями, что будет много участников из России. Есть некие предпосылки, что западный шрифтовой дизайн будет представлен шире и полнее, чем отечественный. Работы большинства западных дизайнеров у нас никто никогда не видел, и они впервые окажутся в России. 
А если говорить о перспективах, мы хотим создать постоянную программу выставок по графическому дизайну, которые будут представлять и шрифты, и знаки, и плакаты и в будущем, возможно, веб-сайты. 
- Это планы проведения выставок только в Петербурге?
- Пока в Петербурге. А в будущем - и за границей, ибо уже сейчас я веду переговоры об обмене выставками. Я думаю, на Западе будет большой интерес к работам современных графических дизайнеров из России. А пока мы проведем выставку шрифтов здесь. 
- Когда она планируется? 
- Мы планируем ее проведение в июне - июле этого года. Сейчас все находится на стадии переговоров. Окончательная точка по срокам еще не поставлена. 
Вроде, не самое удачное время для организации чего-либо… Летом само время расслабляет. 
Во-первых, в июне интерес иностранцев к нашему городу заметно выше, чем осенью и зимой. Мы поможем им разместиться в гостиницах. В июне эхо весенних заказов продолжает лишь мягко спадать, но не спадать до нуля - и дизайнеры заняты по полной. В июне мы получим больше возможностей по полиграфии, ибо типографии по большей части разгружены. А потом - это просто замечательное время года, когда белые ночи и естественное освещение выставочных залов создадут большую атмосферу праздника, чем тусклые осенние питерские дни. Еще один фактор: наши проекты не должны проводиться слишком близко во времени, ибо тогда у нас возникнут трудности с их подготовкой. 
- Василий, если смотреть в корень, зачем нужна такая выставка? 
- Нам нужны выставки, нам нужна графическая жизнь. Я думаю, что все мы хотим жить не на периферии графического дизайна современного мира, а оказаться в эпицентре событий, прикоснуться к тому багажу, что накопило человечество, освоить его, обогатить себя и пойти дальше. Знаки компаний могут прожить пару лет, а шрифты переживают своих создателей, и ими могут пользоваться будущие поколения. 
- Вы можете сравнить состояние графической жизни Питера и Москвы? У нас есть свои амбиции? 
- Питер - это провинция по отношению к Москве. Москва - это провинция по отношению ко всему миру.

Беседовал Сергей Щавинский