Шрифт Магистраль

Андрей Ефимыч и теперь был убеждён, что между домом мещанки Беловой и палатой №6 нет никакой разницы… 
А.П.Чехов "Палата №6"

Великий и могучий

Сколько живут шрифты? Какова природа долголетия? Можно ли сделать вечный шрифт и бывают ли вообще вечные шрифты? 
В целом шрифты живут дольше товарных знаков, и это то немногое, что оправдывает неблагодарный труд немногих смельчаков, решивших менять свое здоровье на создание буковок. Сколько живут шрифты сказать сложно, это зависит от самих шрифтов, конъюнктуры рынка, эстетических воззрений текущего момента, и так далее. Проще сказать, как они живут. Примерно кривая их жизни похожа на цикл развития и смерти любого товара (рис.1). Поскольку помимо эстетики, шрифт, за счет решения конкретных функциональных задач, является ещё и товаром. При этом даже не важно, как он распространяется, с помощью продаж официального дилера, через Интернет, или путем пиратского копирования. Кривая жизни является среднестатистической зависимостью, описываемой экспонентой, но иногда встречаются небольшие отклонения. 

 
Интересны случаи, когда известность шрифта превосходит показатели конкурентов. Особенно любопытно, когда отрыв значителен. Говоря про шрифт "Магистраль", нельзя не отметить, что его востребованность поражает воображение. А популярность в сфере журнального бизнеса достигает критических пределов. Если рассматривать логотипы и товарные знаки еще шире, то различных Интернет-компаний, фитнес-центров, технологичных бизнесов и прочих, чья любовь безраздельно отдана "Магистрали", насчитывается несметное количество. Поэтому достаточно остановиться только на журналах. Суммарное появление на всех таких изданиях букв нашего героя астрономически велико! Создатель шрифта был бы счастлив. С тех пор, как была написана предыдущая статья об этом удивительном шрифте, прошло немало времени, а количество изданий, входящих в "Клуб поклонников "Магистрали"", только увеличилось, причем заметно. Но некоторые, например, уважаемая "Рекламная полиграфия" под ручку с милым сердцу "Рандеву" покинули стены клуба. 


Некоторые издания, типа журнала "Электроника", пытаются замаскировать пагубное пристрастие, но не тут-то было. При внимательном рассмотрении, сразу хватаешь проказника за руку. Интересно, дизайнеры из редакций действительно никогда не заглядывают в киоски с прессой, ну хотя бы из любопытства. А может, они специально делают такие логотипы, как будто с издёвкой, мол, платите больше, тогда и будем работать по-человечески, а не тырить у ближайшего соседа. 


Тем не менее, факт остаётся фактом - "Магистраль" стал самым популярным шрифтом в сфере издания газет и журналов. 
История шрифта такова. Эскизы были нарисованы Андреем Дионисовичем Крюковым, известным по знакам советского времени "Спорт-Лото", грампластинок "Мелодия", работавшим в разное время во Внешторгиздате, в Торговой палате, в фирме "Мелодия". Вспоминает арт-директор компании "Паратайп" Владимир Ефимов. "Крюков через кого-то связался с нами с целью показать свои шрифтовые работы. Я был уполномочен посмотреть и выбрать. Приехал, у него было немного шрифтов, штук 5, все на уровне эскизов. Мне понравился один шрифт, я спросил, как он называется. Крюков ответил, что никак, но в то время было что-то похожее на железных дорогах, и он сказал, ну пусть тогда "Магистраль". Было несколько начертаний, в том числе наклонные. Я отобрал одно, среднее, а жирное и легкое было сделано уже компьютерным способом. В то время существовало кроме нашей компании ещё несколько, занимавшихся шрифтами. У одной такой фирмы "TypeMarket" была гарнитура Europe и Eurostyle, очень популярные в то время. У нашей компании ничего подобного не было, и прежде всего поэтому я остановил свой выбор на этом шрифте". 


Какова была стоимость приобретённых эскизов? "Тогда платили очень мало, что-то порядка нескольких сотен долларов, но это было в середине 90-х годов". 


В прошлой статье мы рассказывали про шрифт Benguiat. Если рассматривать пару Benguiat и "Магистраль", то создается ощущение, что эти два шрифта образуют два основных тренда в отечественной шрифтовой культуре. Первый это обращение к истории, попытка заявить о традициях, корнях. Второй - современность, технологические веяния. И в том и в другом случае уместно было бы добавить приставку псевдо-, поскольку, как мы узнали, Benguiat лишь использует стилистику модерна, но создан заметно позднее, да ещё и за границей, а "Магистраль" при всей кажущейся западности и технологичности по крайней мере на уровне эскизов создан в эпоху, когда компьютеров ещё не было и в помине, и создан в России. Таковы парадоксы истории. 


А полку изданий, подсевших на "Магистраль" все прибывает и прибывает! 

 
На этом свете всё незначительно и неинтересно, кроме высших духовных проявлений человеческого ума. 
А.П.Чехов "Палата №6"

 

Новости ребрендинга

Недавно мы увидели, как кардинально изменился стиль известного московского рекламного агентства "ИМА-дизайн" (с 2006 года - Imadesign). Нам удалось пообщаться с Эркеном Кагаровым, креативным директором этого агентства. 
Р.П. С чем связано изменения стиля? 
Э.К. Первая причина - формально техническая. "ИМА-дизайн" входила в холдинг "Группа ИМА". Два года назад стали работать самостоятельно. Хотели отделиться, в том числе и внешним обликом. Вторая причина состоит в том, что в последнее время начали заниматься брендингом, а не только чистым дизайном. Слово "дизайн" в названии стало сковывать и указывать лишь на одну сторону нашей деятельности. Нынешний знак может быть трактован, как "I made sign". Это немного "кривой" английский, но мы и не ориентировались на англоязычную аудиторию. При этом знак понимается шире, чем товарный знак, имеется в виду значение, знак вообще. 
В качестве одного из цветов оставили красный, как наследство старого, и добавили два оттенка оранжевого и два оттенка серого. Оранжевый символизирует свежесть, апельсин, серый свидетельствует о прочности, это гранит. Знак оказался немного похож на марки, занимающиеся красками, колеровочные системы, но подобная неоднозначность в знаке - хороша. Мы закладывали посыл, что заказчику предлагается не одно решение, а поиск в разных областях, различные подходы. Это связано с миссией нашей компании. Шрифт футуристический, но не технократичный. Он округлый современный, гуманный, немного измененный наборный шрифт Daxline. В частности буква G рисовалась специально, поскольку она прописная, это позволило создать рифму e-G и лучше скомпоновать всё в целом. Мы не ставили перед собой задачу сделать вызывающий, "революционный" логотип. У нас другая целевая аудитория. Это топ-менеджеры и владельцы крупных компаний. Знак должен быть комфортным и современным. 
Р.П. Сложно ли придумывать знак для самого себя? 
Э.К. Это интересно и сложно одновременно. На себя сложно смотреть, и основная задача состоит в том, чтобы разобраться в самом себе. Понять, что ты хочешь и куда ты идешь. 
Р.П. Сколько по времени заняла эта работа? 
Э.К. Осмысление своего места заняло примерно год. На знак и стиль ушло 3 месяца. 

 
Как жаль, как глубоко жаль, что горожане тратят свою жизненную энергию, своё сердце и ум на карты и сплетни, а не умеют и не хотят проводить время в интересной беседе и в чтении. 
А.П.Чехов "Палата №6"

 

Гость статьи

У нас в гостях интереснейший дизайнер Санкт-Петербурга, арт-директор студии имени самого себя Алексей Басков. 

 
Р.П. ("Рекламная Полиграфия") Алексей, что ты скажешь про популярность шрифта "Магистраль" среди дизайнеров? 
А.Б. (Алексей Басков) Дело в том, что дизайнер в России не образован и ленив. Дизайнер живёт в свой культурной среде. "Буду я стоять у киоска смотреть!" Порой люди не могут отличить "Ариал" от "Прагматики". Лень, разгильдяйство, выпяченное я и так далее. Ведь как поступают? Покупают в переходе метро взломанный пакет "Паратайп" 1993 года выпуска, на котором написано "самые свежие шрифты 2007 года", смотрят, что там такого нового, модненького, и находят Europe, Micra, Magistral. Последний и выбирают. Дизайнера надо бить плетью и приставить к нему маркетолога, который уж точно поинтересуется, как там у конкурентов. 
Р.П. А что скажешь про сам шрифт, разве он в чем-то виноват? 
А.Б. Сам шрифт несомненно хорош! Всё дело в конструкции. В основу взят правильный квадрат, причем не математический, а оптический. Используется также круг. Если взять букву "Н" (она хороша тем, что и строчная и прописная идентичны по построению), то видно, что для неё найдена идеальная пропорция. Затем дизайнер "нашёл" интуитивно букву "А". Она была просто правильно угадана. Творческая удача подфартила. Как Менделееву. Шрифт = Пропорция. И пропорции лучших шрифтов отработаны столетиями, их уже не нужно искать, это как ГОСТ, как документация, их надо просто правильно использовать. А на их фундаменте можно построить целое здание. 
Р.П. Как построен творческий процесс в Вашем коллективе? 
А.Б. В нашей компании мы стараемся развивать творческий потенциал сотрудников, чтобы индивидуальность не зачахла, а развивалась в творческой среде. Отдельный сотрудник это такая колба, и колбы стоят на полке, они организованы, коммуницируют друг с другом, вырабатывают точку зрения, и продукт превращается в объемный, потому что прошел различные стадии процесса. 
Р.П. Чем отличается работа свободного дизайнера от работы дизайн-студии? 
А.Б. Free-lancer, или свободный дизайнер это индивидуалист. И он берет на себя всю ответственность за работу. Когда работает дизайнерское агентство, то решение принимается совокупно. При этом, человек который работает в компании, советуется и со старшими, и с младшими сотрудниками, и с маркетологами, и с другими специалистами. Наша студия - это не арт-мастерская, а скорее конструкторское бюро. 
Р.П. Дизайн это бизнес или искусство? 
А.Б. Когда дизайнер работает индивидуально, тогда его творчество ближе к искусству. Для студии важно не только искусство, но важен и бизнес, важна организация процесса. В студии работают маркетологи, пиарщики, дизайнеры. И здесь основное это дисциплина, иначе будет просто арт-тусовка. Существует ответственность, которая делится между членами коллектива. Свободный дизайнер не несет рисков и клиенту стоит быть осмотрительным, доверяя ему свою судьбу. Современные компании - это крупные структуры, где существуют акционеры, и они все чаще готовы довериться не свободному дизайнеру, а крупным агентствам. 
Р.П. Что думаешь о визуальной среде Санкт-Петербурга? 
А.Б. Это большой бедлам. Рынок не сформирован, он только начинает формироваться. Формировать его пока некому. Участники этого бизнеса не могут сформировать рынок, основные деньги сосредоточены сейчас у рекламных агентств. Клиент приходит в рекламное агентство, считая, что размещая рекламу ему могут сделать еще и дизайн. Но о дизайне там никто не заботится. Главное освоить бюджет. Дизайн при этом сильно страдает. 
Р.П. Влияет ли появление заметных западных работ в области дизайна, на уровень визуальной культуры России? Я имею в виду знаки "Билайн" и "МТС". 
А.Б. Влияет, поскольку дизайнер видит картинку, запоминает ее, и в последствии, иногда подсознательно клонирует. Дизайнеру лень расширять свой кругозор. За границей шрифт обладает коммуникативными возможностями, там высока конкуренция и ответственность. Средствами эстетики дизайн помогает клиенту. Эстетика заложена уже на генетическом уровне. Здесь же Пётр насильственно прививал культуру, но и раньше и сейчас многие хотят жить по-старинке. Дизайнеры закрыты всему новому, ленивы и неподвижны. Но тенденция к улучшению имеется, приходят крупные западные компании, они или заказывают дизайн за границей, или находят здесь адекватных подрядчиков, предъявляя высокие требования. Я сначала не сразу стал поклонником знака "МТС". Узнаваемость марки колоссальная, в любой точке России. Это велосипед с атомным двигателем. 
Р.П. Твои взгляды на современный дизайн? 
А.Б. Дизайн это утилитарная и функциональная вещь. Форма определяет функцию, а функция - форму. Актуальный дизайнерский продукт это результат учёта разного рода задач-ограничений. А именно, техническое задание клиента, технологические ограничения производства, а также возможные уже существующие аналоги решения - предшественники. Считаю, что хороший дизайнер - тот, кто с одной стороны создает продукт (логотип, стиль, предмет, и т.п.) учитывая все исходные ограничивающие факторы, а с другой помнит и заботится об эстетике и функции решения, текущих стилевых тенденциях - глобальных и локальных мировых трендах. 
Р.П. Что скажешь о профессии дизайнера в целом, в общепринятом для России ключе? 
А.Б. Дизайнером в общепринятом для России ключе себя не вижу. Очень часто в России дизайнеры это тусовщики, получающие удовольствие от процесса. Я получаю удовольствие от того, что решения нашей студии эффективно работают на рынке, приносят пользу компаниям-клиентам и в целом делают окружающий мир более упорядоченным и эстетичным. Вижу себя инженером-конструктором эффективных эстетических решений. Такая формулировка будет более точной и соответствует разрабатываемым у нас продуктам, предъявляемым к ним требованиям, и общей политике нашей студии. 
Р.П. Чем отличается мужской дизайн от женского? 
А.Б. Поскольку мы занимаемся корпоративными визуальными коммуникациями, мы не делим дизайн на мужской-женский. Это скорее характерно для упаковки, предметов интерьера. 
Но в целом, женский дизайн - как правило мягкий тёплый и достаточно несистемный графический образ, что обусловлено во многом женской психологией, и творческо-социальной ролью женщины в обществе. Для женского дизайна характерна поставленная на первое место эмоция, выраженная при помощи графических средств, а конструктивным деталям, проработке нюансов и логике организации объектов отводится второстепенная роль. 
В мужском дизайне все наоборот - сначала конструируется непротиворечивый логический фундамент, к которому дизайнер привязывает все остальные графические компоненты. Дизайнер мужчина пожертвует эмоцией, если она не вписывается в логику его графической системы. Дизайнер-женщина поступит наоборот. 
Женщина вкладывает в дизайн больше эмоций. Мужчина вкладывает в дизайн больше логики. 
Р.П. Что ты хотел бы сказать читателям журнала "Рекламная полиграфия" на прощание? 
А.Б. Хотел бы пожелать им удачи и внимательно прочитать текст статьи, не только дизайнерам, но и маркетологам и пиарщикам. Ребята, хватит мыслить совково!

 

 

Василий Шишкин