Шрифт Cooper

Федр. Откуда же, Сократ, берётся эта тяга к вечному, которую мы встречаем порой у живущих? 
Поль Валери "Эвпалинос, или архитектор"


Этот шрифт достаточно часто можно встретить в наружной рекламе, на упаковках, в вывесках, в акциденции. Он легко читается, гармоничен, в нем есть что-то милое, приятно радующее глаз, что-то гуманистическое. Его округлые формы напоминают воздушные шарики из далёкого детства, а мягкий характер хранит память о тепле материнских рук. Шрифт разработан достаточно давно, но со временем не утратил свой актуальности. Его создал известный американский дизайнер Освальд Брюс Купер. Родившись в Огайо в 1879 году, Купер с 18-ти лет изучал иллюстрацию в Чикаго. Директор школы Фредерик Гоуди, в то время влиятельный шрифтовой дизайнер, помог Куперу раскрыть талант и даже изредка подкидывал заказы. В 1904 году было открыто агентство Bertsch&Cooper, занимавшееся разработкой графического дизайна, оформлением книг, иллюстрациями и т.д. Позднее спектр услуг расширился, и Купер параллельно с дизайнерской деятельностью стал работать копирайтером, проявив и на этом поприще незаурядный талант. Первый шрифт Купера появился самым случайным образом. В 1913 известный шрифтовик и директор крупного агентства Морис Фуллер Бентон, будучи впечатленным плакатом, сделанным для автомобильной компании Паккард, распорядился перерисовать буквы и отлить их в металле, так и назвав шрифт Packard. Вскоре он узнал, что именно Купер был дизайнером этого плаката, оплатил авторский гонорар и согласовал окончательный дизайн шрифта. В 1918 году был создан шрифт Cooper, вскоре переименованный в Cooper Old Style. Это был один из первых шрифтов со скругленными засечками. Наибольшую известность получила его модификация Cooper Black, разработанная в 1922 году. Со временем появлялись все новые и новые версии. Таким образом, было создано целое семейство. Купер известен также активной борьбой за авторские права на шрифты (в то время патентное ведомство еще не занималось их защитой). Он предостерегал коллег от копирования, утверждая, что "настоящим мастером можно стать только лишь развивая свой собственный талант". В России шрифт Cooper наиболее часто используется в пищевой промышленности благодаря своим скруглённым, обтекаемым формам. Особенно его любят колбасники. О чем создатель шрифта вряд ли помышлял в свое время. 

"Золотая Блоха"

Сократ. С этого бесконечно чистого берега нам видны все дела человеческие и все формы естественные, движимые согласно их истинной природной скорости. 
Поль Валери "Эвпалинос, или архитектор"

Интервью

Федр. То, что позволяет ему без усилий возвыситься над своею природой. 
Сократ. Без усилий? Над своей природой? 
Поль Валери "Эвпалинос, или архитектор"



Сергей Щавинский (далее С.Щ.) Василий, меня все время поражает твоя всеядность. Ведь ты разрабатываешь знаки и делаешь другие графические работы для своих заказчиков, создаешь новые шрифты, участвуешь в конкурсах и фестивалях по графическому дизайну, пишешь фортепьянную музыку, записываешь свои компакт-диски и даже только что записал с музыкантами струнный квартет. Да, еще ты пишешь хорошие статьи для нашего журнала. Я часто недоумеваю, что это? Или какая-то сверходарённость и сверх работоспособность, или это проявление незаурядного авантюризма?.. Чего больше? 
В.Ш. Всегда утверждал и продолжаю утверждать, что возможности у всех изначально примерно одинаковы. Дальше всё зависит от человека, прежде всего от его трудолюбия. Среди моих предков никогда не встречались ни художники (я не являюсь потомком И.И. Шишкина), ни музыканты. Родился в семье простых инженеров. Всегда было огромное желание жить и творить, создавать красоту. Отсутствие профильного образования в чём-то тормозило, но в чём-то и помогало, у меня напрочь отсутствует понимание границ допустимого. Как говорил Поль Валери, "чтобы действовать, надо многого не знать". Отсюда, наверное, и авантюризм. Поэтому основным качеством я считаю все-таки работоспособность. 
С.Щ. Задумывался ли ты, что будешь делать в зрелом возрасте, что с тобой будет в старости? 
В.Ш. Получаю удовольствие от созидания. Поэтому, наверное, и в зрелые годы буду заниматься творчеством. Сложно предположить в какой области. Возможно, в самой неожиданной. Например, в политике. Затем буду заниматься виноделием. Параллельно писать книги. Хочется все попробовать. Многие привыкли измерять жизнь по линейной шкале. Вот, мол, долгожитель, сын гор, прожил 100 лет. У меня другой подход. Занимаясь несколькими делами одновременно, я проживаю несколько жизней. Стремлюсь выйти в объем из классической линейной шкалы времени, вводя всё новые и новые измерения. 
С.Щ. Есть ли у тебя рецепт, что делать человеку, особенно творческому, если у него ничего не получается? 
В.Ш. Готов поделиться 100-процентной формулой успеха: 
1. Каждодневная утренняя зарядка, лучше пробежка (чтобы быть активным надо поддерживать хорошую физическую форму). 
2. Полноценное питание (речь идет не о дорогих продуктах, а о регулярном качественном питании, насыщенном витаминами и необходимыми для человека веществами, также отказ от вредных продуктов). 
3. Духовное развитие (прослушивание классической музыки, чтение художественной литературы, посещение церкви). 
4. Отказ от вредных привычек (курения, неумеренного употребления алкоголя, телевидения, радио, неоправданных трат времени). 
5. Труд (продолжительный, регулярный на фоне постоянного самообразования, активность, как норма жизни, участие в выставках, профессиональных мероприятиях и так далее). 
И результат не заставит себя долго ждать (потребуется года три-четыре). 
С.Щ. Ты не задумывался о преподавательской деятельности? 
В.Ш. Мне и так приходится достаточно часто выступать перед самыми различными аудиториями, от студентов до бизнесменов, не только в Питере, но и в других городах. Это всегда очень интересно и важно для меня. Во время выступления, как в сексе, происходит мощнейший обмен энергиями. Но заниматься преподавательской деятельностью в регулярном режиме я пока не готов, это потребует слишком большого напряжения, отказа от целого ряда иных направлений деятельности. 
С.Щ. Ты можешь назвать свои слабости? 
В.Ш. Если под привычными слабостями понимать алкоголь, курение, женщин, лудоманию, то этих слабостей у меня, конечно, нет. Лучший путь борьбы с такими слабостями это получение неограниченного доступа к предмету слабости. 
С.Щ. Что ты читаешь, смотришь, где бываешь, помимо тех мероприятий, в которых участвуешь сам? 
В.Ш. Читаю в основном классическую литературу: Чехова, Достоевского, книги по философии. Хожу на выставки, в кино. Достаточно часто путешествую. Бываю в Филармонии регулярно, в театрах. В-общем, живу полной жизнью. Светские тусовки меня не привлекают. 
С.Щ. Если бы ты оказался на необитаемом острове, чем бы стал заниматься? 
В.Ш. Я бы перевел дух. А вернувшись принялся с новой силой за старое. Многие творцы и политические деятели на время скрываются из поля зрения, с тем, чтобы вскоре вернуться уже в ином качестве. У известного теоретика истории Арнольда Тойнби этот парадокс называется "Уход-и-Возврат". 
С.Щ. С одной стороны, мы постоянно слышим, что дизайн в нашем отечестве, и в Петербурге в том числе, еще находится в неразвитом состоянии. С другой стороны, целый год в нашем журнале с твоей помощью мы видели много интересных работ петербургских дизайнеров. Так где же истина? Есть в Петербурге своя зрелая когорта дизайнеров? 
В.Ш. Талантливых студий и дизайнеров в нашем городе очень много. К сожалению, возможности журнала не позволяют рассказать обо всех. В целом, статистика хороших и не очень дизайнеров описывается максвелловской функцией распределения, из которой видно, что хороших все-таки меньше, больше середняков, но так везде. В Петербурге (и в Москве) высокий уровень дизайна относительно России, но ниже, чем, например, во многих европейских странах или в США. А тенденция безусловно положительная. Но это процесс длительный. Уровень дизайна тесно связан с уровнем культурного развития общества. А он не так высок, как хотелось бы. 
С.Щ. Считаешь ли ты себя свободным человеком, и в чем выражается твоя свобода? 
В.Ш. Единственное, что не даёт мне полноты ощущения свободы, так это мои идеи. До тех пор, пока каждая из них не реализована, будь то выставка, струнный квартет, шрифтовой проект или что-то еще, я ощущаю неустойчивое состояние, подобное сжатой пружине или маятнику, выведенному из состояния равновесия. Но в момент реализации происходит освобождение и очищение. От всего остального, включая деньги, я полностью свободен. А свобода выражается в том, что можно себе позволить самый фантастический проект, например, написать для симфонического оркестра, исполнить и записать на диск. 
С.Щ. Будет ли когда-нибудь в Петербурге продолжение выставки "Знак"? 
В.Ш. Да, "Знак" обязательно будет! 
С.Щ. Вот успехи, успехи. Но какой ценой все это дается, не жертвуешь ли ты чем-то важным, например, семьей, не упускаешь ли что-то серьёзное в своей жизни? 
В.Ш. Всегда задаю себе этот вопрос. 
С.Щ. Как ты относишься к любви? 
В.Ш. Любовь, как и Творчество, это высшее проявление Человека, то, что отличает нас от животных. Стремлюсь не только к любви к родным, но и просто к людям, к ближнему, к христианской любви. 
С.Щ. Умеешь ли прощать человеческие слабости? 
В.Ш. В большинстве случаев да. Но когда эти чужие слабости начинают бесцеремонно вторгаться в твою жизнь, то приходится быть более жёстким. 
С.Щ. Уделяешь ли должное внимание сыну? 
В.Ш. С годами ему становится интереснее со мной, а мне с ним. 
С.Щ. Всегда ли выполняешь взятые на себя обязательства? 
В.Ш. В подавляющем большинстве случаев выполняю. Если же не могу этого сделать, то меня это очень тяготит. Но я уже давно не беру на себя обязательств, которые не в состоянии выполнить. 
С.Щ. Способен ли ты переступить какие-либо границы, например, общепринятых норм человеческой морали, поведения? 
В.Ш. Не всегда разделяю принятые нормы. 
С.Щ. Способен ли ты сказать нет? 
В.Ш. Это тоже искусство, с годами им овладеваешь в полной мере. 
С.Щ. Будучи знаком с твоим графическим творчеством, слушая твою музыку, мне кажется, что ты уже все сделал для бессмертия. Осталась самая малость - чтобы это признали другие. А у тебя нет такого ощущения? 
В.Ш. Стремиться за признанием других - дело долгое и неблагодарное. В конечном итоге что мне это даст? Деньги? Не стеснён. Славу, чтобы томные поклонницы просили автограф на улице? Нет надобности. Что еще? Чувство самоудовлетворения? Его получают не от признания людьми, человек сам себе лучший и самый строгий судья. И потом в российской традиции лишь смерть решает вопросы признания автоматически. Когда человека нет, то, как бы к нему не относился при жизни, лишь произведения, оставшиеся после творца, способны говорить, и других уже не будет. Но я бы предпочел пожить, сделать что-нибудь ещё более значимое, интересное, красивое. Ещё так много дел!

Послесловие

Сократ. Среди потребностей людского племени должна непременно присутствовать некая толика безрассудных желаний. 
Поль Валери "Эвпалинос, или архитектор"



В статьях, опубликованных в этом году, мы рассматривали товарные знаки сквозь призму шрифтов, их истории и особенностей. Год назад предмет нашего изучения был описан посредством геометрических фигур. В 2008 году планируется серия статей, в которых анализ будет основан на цвете. Тем самым феномен товарного знака будет рассмотрен нами в объёме с помощью различных методов систематизации. Это позволит глубже разобраться в огромном количестве знаков, понять их логику, историю, философию, характер воздействия на восприятие. 
Говоря про шрифты в товарных знаках, стоило бы отметить, что как бы ни был хорош стандартный шрифт, он наверняка встретится ещё как минимум в одном знаке. Сильно повезёт, если этот знак будет принадлежать компании не Вашего профиля. Поэтому правило хорошего тона - разрабатывать индивидуальное начертание, так называемый логотип. Нужно искать свой собственный стиль, даже если это требует времени, нервов, финансовых затрат. Ведь знак - прежде всего отпечаток Вашей личности, свидетельство индивидуальности и характера. А также мощный инструмент бизнеса, способный принести конкретные финансовые результаты. 
Дорогие друзья, если у Вас есть интересные новости, предложения, идеи, прошу отправлять информацию по электронной почте на мой адрес vsdesign@peterstar.ru. Удачи и всего самого хорошего в Новом Году! 

Искренне ваш, 
Василий Шишкин