Шрифт Бенгет

От редакции

По многочисленным просьбам наших читателей мы продолжаем серию статей известного дизайнера, а ныне и композитора Василия Шишкина, посвященных анализу современного рынка графического дизайна. В рамках этих статей будут освещаться основные события, происходящие в этой области, анализ рынка в целом, состоятся встречи с интересными дизайнерами. Надеемся, что эти материалы вызовут Ваш интерес и будут способствовать развитию визуальной культуры.

Законы популярности

Совершенство нельзя ведь любить; на совершенство можно только смотреть как на совершенство, не так ли? 
Ф.Достоевский "Идиот"

В прошлой серии статей мы рассмотрели роль базовых геометрических фигур в товарных знаках. Сгруппировали известные отечественные товарные знаки по этому принципу и нашли массу любопытного. В серии статей, предлагаемой Вашему вниманию в 2007 году, мы остановимся на наиболее характерных шрифтах, используемых в товарных знаках. При этом начнем с наиболее популярных и часто встречающихся шрифтов. Какова природа популярности и как ее добиться? По сути любой арт-объект будь то шрифт или товарный знак, скульптура, картина или предмет промышленного дизайна, а также и сами персонажи, дизайнеры, художники и любые творцы подчиняются общим законам популярности. На рисунке 1 приведена характерная зависимость, построенная на основании статистических данных, в которой по горизонтальной шкале отмечена популярность, а по вертикальной количество персонажей или объектов. Мы видим, что наиболее популярных вещей заметно меньше, чем менее популярных. И действительно, звезд, которых нам показывают с экрана телевизора, относительно немного, сравнивая с общей тотальной массой певцов, ансамблей, исполнителей. Об этой закономерности догадывались и древние. Тит Ливий писал о том, что "большая часть всегда превосходит лучшую". Сама зависимость носит вселенский универсальный характер, благодаря экспоненте, которая лежит в основе этой зависимости. Такая кривая называется Максвелловской функцией распределения. Экспоненте подчиняются также синусоиды, любые спирали, качения, колебания, циклические процессы, безудержный рост и т.д. Внутри этой зависимости постоянно происходят диффузионные процессы, при этом наименее популярные могут становится более популярными и наоборот. Пока не будем раскрывать секрет, как пробраться в заветный хвост этой функции, это станет понятно в конце всей серии публикаций. Вернемся к шрифтам и прежде всего к тем, которые пользуются особой любовью у создателей товарных знаков, и заказчиков. 

Бенгет

Начнем наш рассказ серией знаков, в основе которых лежит шрифт Бенгет. Графической особенностью шрифта является полуовал треугольной формы (полуовал - изогнутый штрих, примыкающий к прямому, и образующий замкнутую форму в буквах "Б", "В", "Р") и средняя линия, сдвинутая вверх. Этот шрифт мы встречаем у огромного количества компаний. Он производит ощущение сделанности, надежности, содержит некий исторический подтекст, как будто у компании есть давние традиции. Шрифт аккуратно выполнен и по стилистике наследует достижения модерна. Хотя разработан заметно позднее. Помимо товарных знаков, активно используется в административных табличках Санкт-Петербурга, а количество парикмахерских, кафе и прочих заведений, эксплуатирующих Бенгет, просто не счесть. В-основном, шрифт используется в чистом неискареженном виде, лишь изредка трудолюбивые дизайнеры непропорционально сжимают его, придавая пущую стройность. А как изящно отклячила ножку буква "m" в знаке Best Ceramics! Расцеловал бы автора этой супер-идеи (окажись он дамой)! 
Шрифт Бенгет (Benguiat) разработан известным Американским дизайнером Эдуардом Бенгетом в 1977 году уже на закате карьеры. Родившись в 1927 году в Нью-Йорке, Эдуард с детства наблюдал за работой отца - профессионального оформителя. Игрушками ребенка стали кисть и перья, линейки и транспортиры. Во время второй мировой войны будущий дизайнер соврал по поводу своего возраста и служил пилотом в разведке. Вернувшись к гражданской жизни, ему довелось поработать ударником в джазовых ансамблях, в том числе с такими известными дирижерами, как Стен Кентон и Вуди Герман. Впоследствии Эдуард часто говорил о "ритме шрифта" и сравнивал графический дизайн с музыкальной композицией. "Многие думают, что разработка букв - это скукотища, но, по моему мнению, шрифтовой дизайн - это единственное настоящее коммуникативное искусство. Многие цивилизации рождались, достигали своего расцвета, затем разрушались, а алфавит оставался жить. Никто сейчас ни сходит с ума от живописи, но многие теряют рассудок от Розеттского камня. Коммуникация. Сейчас, с пришествием электроники, я не думаю, что алфавит и дальше будет развиваться. Все подчиняется компьютеру. Коммуникация начинает зависеть от компьютера. Компьютер выдаст Вам буквы похожие на компьютер. Компьютер победит. Это трагедия. Это должно произойти", - писал Эдуард Бенгет. 
Любопытно, что кириллическая версия шрифта Бенгет была разработана Владимиром Ефимовым (компания "Пара Тайп") лишь в 2002 году. Как мало потребовалось времени, чтобы отвоевать столь значительную часть визуальной территории этому замечательному шрифту! 

Новости рестайлинга

Компания "Снежная королева" (Москва) - сеть магазинов по продаже кожаных и меховых изделий недавно осуществила рестайлинг товарного знака, отказавшись от Бенгета в пользу более современного шрифта. Нам удалось побеседовать с Еленой Кабановой, директором по маркетингу этой компании. Вот, что она нам рассказала. 
"Дизайнерская часть работы была выполнена Алексеем Неволиным (студия "Неволин") - бывшим арт-директором агентства "Бегемот". Старый знак создавался 8 лет назад, выглядел несовременно, и мы решили его заменить. У нас изменился формат сети, раньше мы продавали меховые и кожаные изделия, а сейчас стали продавать и повседневную одежду. Хотели создать некий современный дизайн, отражающий это изменение. При этом изменили логотип, знак остался прежним, и добавили новый цвет - оранжевый, который внес летнюю нотку. Мы провели небольшое мини-исследование, и пришли к выводу, что современный знак это прежде всего сглаженная округлая форма букв. Также заметили, что у знаков крупных компаний нет заглавных букв, что возможно свидетельствует об их демократичности. Пока рано говорить о коммерческих показателях. Но рестайлинг - в принципе дорогое удовольствие, при котором приходится менять всю наружную рекламу". 

Гости рубрики

Мы решили пригласить к нам в рубрику одну из наиболее известных девушек-дизайнеров Санкт-Петербурга, руководствуясь как творческими соображениями, так и принципом "джентльмены пропускают дам вперед". У нас в гостях арт-директор компании "d.n.k. design lab" Динара Фролова. 
B.Ш. (Василий Шишкин) Как дела? Что нового было в 2006 году? 
Д.Ф. (Динара Фролова) 2006 был очень насыщенным и интересным, но 2007 норовит его переплюнуть. Мы сделали в прошлом году много хороших работ, которыми я горжусь как арт-директор. Также, я начала работать в кино, в качестве художника у режиссера Бекмабетова. Моя должность называется концепт-артист. Я рисую, как должно выглядеть то или иное помещение, детали интерьера, освещение, костюмы. Это близко к графическому дизайну. Это кайфово. Это первый опыт, который безусловно интересен, поскольку заметно расширяет кругозор. 
B.Ш. Как ты считаешь, что сейчас происходит в отечественном дизайне? 
Д.Ф. Считаю, что происходят качественные улучшения и в рекламе и в дизайне. Это проявляется в уровне работ, идей, выросло качество воплощения. 
B.Ш. Планируешь ли ты проявлять какую либо социальную активность в новом году? 
Д.Ф. Надеюсь что-нибудь сделаем весной, но последнее время коммерческая деятельность не оставляет пространства ни для чего другого. 
B.Ш. Что важно для тебя в творчестве? 
Д.Ф. Прежде всего, честность. Честность вообще, по жизни. Когда ты не переступаешь свои принципы. Прежде всего, работа должна содержать идею, затем хорошее визуальное исполнение и, в-третьих, качественную печать. Эти три фактора - залог успеха. 
B.Ш. Выполняете ли Вы небольшие малобюджетные проекты или стремитесь побольше заработать? 
Д.Ф. Мы делаем и небольшие работы, если это интересно, и если компания несет что-то хорошее. 
B.Ш. Отличаются ли мужской и женский дизайн? 
Д.Ф. Они отличаются на тонком уровне восприятия. Нет такого мужского или женского дизайна. Иногда заказчик не может отличить, делал дизайн мужчина или женщина. Но если, например, у дизайнера работа не идет, то полезно бывает передать ее дизайнеру другого пола. 
B.Ш. Опиши пожалуйста особенности дизайна вашей студии? 
Д.Ф. Мы делаем дизайн, который работает. И при этом решаем свои задачи. Мы не делаем дизайн ради дизайна или ради денег. Нам всегда интересно что-то новаторское инновационное, разрывающее стереотипы.
B.Ш. Что для тебя важнее работа или личная жизнь? 
Д.Ф. Подожди, дай подумать. Личная жизнь. По крайней мере, я так хочу. 
B.Ш. Твой любимый шрифт? 
Д.Ф. Helios. Officina тоже хороша. 
B.Ш. Как ты относишься к тому, что сейчас происходит в визуальной среде Санкт-Петербурге? 
Д.Ф. В целом, в городе все плачевно, но чуть лучше, чем в других городах. Меня все расстраивает. Не могу с собой справиться. Портится настроение. Но это не противный характер, а особенности восприятия. 
B.Ш. Что скажешь про современных заказчиков? 
Д.Ф. Их уровень заметно возрос. 
B.Ш. Как соотносится дизайн Петербурга и Москвы? 
Д.Ф. В Москве чаще встречается активный, смелый, современный, хороший дизайн. Но мусора тоже полно. 
B.Ш. Что бы ты пожелала читателям журнала? 
Д.Ф. Я бы хотела пожелать всем читателям побольше света, не важно, от чего он исходит. Пусть он просто будет. От упаковки, щита 3х6, или солнца за окном!

 

 

Василий Шишкин