AdverGothic

У непреходящих ценностей, к сожалению, не бывает срока реализации. Станислав Ежи Лец "Непричёсанные мысли" |

Эпоха модерн оставила заметный след в истории графического дизайна. Шрифты того времени отличаются особой выразительностью и пластикой. Одним из таких шрифтов является AdverGothic.
Он имеет давнюю историю. Шрифт разработан дизайнером Вибкингом в 1917 году. Вибкинг (Robert Wiebking) родился в Германии в 1870 году и будучи одиннадцатилетним переехал вместе с семьей в США. Отец Роберта был профессиональным гравировщиком шрифтов и вместе с собой взял гравировальную машину, продолжив свою деятельность в Чикаго. В то время специалисту по шрифтам приходилось совмещать как минимум две профессии: гравировщика и дизайнера. Сначала продумывался дизайн шрифта, затем изготавливались так называемые пуансоны, металлические стержни с выпуклым изображением буквы (иногда мастеров называли пуансонисты), затем с помощью этих изделий выдавливали в матрице изображение буквы, после чего матрицы использовались для литья самих литер. Вскоре после переезда умирает отец Роберта и молодому человеку предстоит продолжить его дело. Будущий шрифтовик поступает учеником к американскому гравировщику Хансену, у которого учится и работает несколько лет. Затем Роберт основывает собственное дело и до конца своих лет занимается шрифтами. Созданный им шрифт Advertisers Gothic предназначен для акциденции и применения в рекламе. Интересно отметить, что в оригинальной версии шрифта присутствует несколько вариантов буквы "А". Один из них как раз и отсылает к стилистике модерн.
Шрифт был кириллизован Владимиром Ефимовым в 1989 году и получил широкое распространение у дизайнеров. Мы задали Владимиру несколько вопросов.
В.Ш. Казалось бы, к 1917 году модерн уже пошел на спад, стали появляться новые течения и тут вдруг появляется наш герой.
В.Е. Шрифты всегда немного запаздывают по отношению к развитию стиля. Бывает так, что когда появляется шрифт, стиль уже кардинально меняется. Это связано с тем, что цикл разработки и создания шрифта, особенно в докомпьютерную эру, достаточно длительный.
В.Ш. Когда Вы впервые заинтересовались этим шрифтом?
В.Е. Восьмидесятые годы в России имели хождение шрифтовые каталоги Letraset. Листая их каталог, мне хотелось кириллизовать несколько шрифтов, среди которых был и AdverGothic. В то время на заре компьютерной эры шрифты перерисовывались на кальках, и лишь позднее уже работая в "Отделе наборных шрифтов" AdverGothic был оцифрован.
В.Ш. Когда шрифт впервые был включен в Ваши релизы?
В.Е. Компания "Параграф" сперва выпустила ограниченную серию шрифтов (около десяти), среди которых был и AdverGothic. Этот пакет разошелся по рукам мгновенно, потому, что был огромный дефицит. В то время шрифты делали в-основном программисты - люди, далекие от эстетики и от понимания природы шрифта. Наш пакет копировался многократно и передавался из рук в руки. Находилось много доброжелателей и энтузиастов, которые делали на основе наших шрифтов наклонные, контурные, доработанные и т.д. Эти работы зачастую не отличались пониманием предмета и вкусом.
В.Ш. В профессиональной среде в свое время обсуждалась тема несанкционированного использования AdverGothic на денежных купюрах.
В.Е. Компания "Гознак", печатающая денежные купюры, всегда заключала договор с дизайнерами под грифом "совершенно секретно". После разработки забирали даже эскизы. В "Гознаке" также работали дизайнеры, которые в целях обеспечения оригинальности специально корёжили некоторые буквы, добавляли наклон, использовали тень. В частности, буква "я" на денежных купюрах отличается от той, что представлена в исходной версии. Таким образом, используемые ими разработки, это клоны оригинальных шрифтов, или даже клоны клонов. Так что никаких претензий мы предъявить им не можем. В контакт с нами они не входили.
В.Ш. А какова Ваша оценка эстетики самого шрифта?
В.Е. AdverGothic сохраняет свою современность. Он обладает узнаваемым лицом. Просто был период, когда на него все кинулись, шрифт стал появляться где надо и где не надо, в рекламе, на заборе. В результате чего безумно всем надоел. Поэтому на какое-то время стал даже неприличным. В свое время журнал «КАК» даже проводил опрос среди дизайнеров по поводу симпатий и антипатий к шрифтам. И лидером по негативным отзывам стал AdverGothic. Шрифт выполнил свою функцию и занял то место в российской коллекции, где должно было бы быть 100 шрифтов такого характера. Но надо оценивать сам шрифт. И он неплохой. Он даже заслуживает того, чтобы сделать еще несколько начертаний, и я к нему обязательно вернусь. Ведь шрифт не виноват в том, что он всем надоел. Шрифты живут своей жизнью. На западе история шрифтов насчитывает сотни лет. А мы хотим так быстро всё наверстать.
Статья опулбикована в журнале «Реклама и полиграфия» №7, сентябрь 2007 г.
Автор статьи Василий Шишкин.
РЖД - Решительно, Жизнерадостно, Демократично
Розы пахнут профессионально. Станислав Ежи Лец "Непричёсанные мысли" |
Недавно был осуществлён ребрендинг компании "Российские Железные Дороги", чей предыдущий знак, судя по стилистике, был разработан еще в советское время. Новый дизайн, современный, стильный,
западный, заглядывающий немного вперед был разработан московским филиалом сетевого агентства BBDO. Такая графика характерна скорее для знающих толк в эстетике западных компаний. Интересно, сложно
ли было согласовать такой дизайн с крупной государственной структурой. Мы пообщались с творческим директором BBDO Branding Consultancy и автором нового знака "РЖД" Владом Ермолаевым.
В.Ш. Каков был бриф на разработку дизайна?
В.Е. Ключевой задачей агентства было отразить в стратегии бренда изменения, происходящие в компании, современность, увеличение эффективности, а также международную конкурентоспособность.
При этом было необходимо сохранить ассоциации с железнодорожным бизнесом и 170 лет истории компании.
В.Ш. Подразумевалось ли изначально сотрудничество Вашего агентства с западными специалистами по брендингу?
В.Е. Да, сотрудничество с западными партнерами происходило на первом этапе работы, где было необходимо изучение и применение международного опыта в проведении интервью и дискуссиях с
руководством "РЖД".
В.Ш. Какие варианты были предложены клиенту? В чем были преимущества выбранного варианта?
В.Е. Было предложено 10 концепций знака, соответствующих разным бренд-стратегиям, более консервативным или более современным и международным. По ходу работы над лидирующими концепциями были
учтены комментарии руководства РЖД. Выбранный вариант отражает суть нового позиционирования бренда - современного транспортного бизнеса. Учитывая стратегические планы компании стать транспортным
холдингом, больший акцент был намеренно сделан на буквах "Р" и "Д" - Российские Дороги, а не только на железнодорожной преемственности. Весь знак символизирует своеобразное движение. В этом суть,
как самого транспортного бизнеса, так и стремление самой компании двигаться вперед, к новому бизнес уровню, качеству услуг. Новый логотип демократичный, современный, без какого-либо намека на
консерватизм, как и сама компания. Красный цвет подчеркивает движение вперед, динамизм и смелость бизнес структуры, её решительность, как в железнодорожном секторе, так и во всей транспортной
индустрии.
В.Ш. Кто работал над дизайном?
В.Е. Над проектом работала брендинговая команда, состоявшая из шести дизайнеров. В.Ш. Возникали ли у Вас сложности при общении с таким консервативным заказчиком?
В.Е. В ребрендинговых проектах часто недооценивается роль клиента, а ведь участие клиента, комментарии, свежий взгляд очень важны. Многие идеи, которые мы смогли реализовать, рождались
благодаря постоянному интерактивному общению с "РЖД".
Квартира.ру
Человек растёт в цене, которую сам и платит. Станислав Ежи Лец "Непричёсанные мысли" |
В последнее время в Петербурге все активнее осуществляет деятельность на рынке строительства жилья московская компания "Квартира.ру". О том, как создавалась эта марка, рассказывает
генеральный директор студии ArtGraphics.ru Андрей Пуртов.
Свою деятельность "Квартира.ру" начала в 1996 году, как небольшая риэлторская компания "Правовой Центр Жилья", специализирующаяся на вторичном рынке недвижимости Москвы. В 1998 году
компания расширила сферу своей деятельности. А к концу 2003 года уже была одним из крупнейших инвесторов и занимала около 10% рынка инвестирования строительства жилья нижнего ценового сегмента
(панельные и монолитные дома) в Москве. В 2003 году начинается реализация инвестиционно-строительных проектов в регионах России. В 2004 году в связи с изменением политики и расширением географии
деятельности и тем фактом, что старое название и визуальный имидж компании не только не отражали уровень и масштабы деятельности компании, но и уже тормозили ее развитие, руководством компании
было принято решение о проведении ребрендинга. Стояла задача разработать новое название, логотип и фирменный стиль для головной компании холдинга. Заказчику были предложены десятки вариантов, ни
один из которых первоначально не был принят. Одним из предложенных вариантов было существующее у компании доменное имя kvartira.ru. Нам сразу стало ясно, что этот online-актив имеет огромный, до
сих пор не слишком эффективно использующийся потенциал, но для заказчика это решение выглядело на тот момент слишком смелым. С нами даже был расторгнут контракт, и все разработки были прекращены.
Затем, примерно через полгода нам позвонил президент компании Дмитрий Коробов и сказал, что "последних шести месяцев хватило для того, чтобы понять правильность предложенного решения". В
результате название "Квартира.ру" было утверждено, после чего за четыре недели была выполнена вся работа по созданию нового логотипа и фирменного стиля. Знак в форме щита говорит о надежности, а
силуэт ласточки о счастье, которое приносит новое жилье (согласно народной примете, в выбранный ласточкой для строительства своего гнезда дом приходит счастье). В логотипе используется шрифт Free
Set, несколько доработанный для лучшей сочетаемости букв.
Общая стоимость разработки составила около $20000, что на тот момент времени было значительной суммой.
По словам президента Дмитрия Коробова, "разработка нового бренда была успешна и позволила позиционировать компанию как одного из ведущих игроков на рынке недвижимости".
Газелькин
"Я ему лишь пальцем погрожу", - сказал он, кладя палец на спусковой крючок. Станислав Ежи Лец "Непричёсанные мысли" |
Недавно появился любопытный экземплярчик товарного знака от компании "Газелькин". Вот уж где фантазия дизайнера достигла апофеоза своих возможностей. Знак создан явно не без наркотического
воздействия. Тут тебе и автомобильчик, и груз, и несколько крепких парней, выгружающих товар. Дополняют красоту старательно нарисованная рамочка, а милый шрифтец с названием изящно изогнулся по
контуру. Внизу же в качестве базиса, уже другим шрифтом написано "Грузовое такси" на ленточке доперестроечных времен. Зрителю ничего больше не остается, как озадаченно разглядывать детали и
думать об учреждении художественных советов, наделённых самыми широкими полномочиями вплоть до оскопления.
А вот, что думает по этому поводу наш поэт Наталия Солянова:
"Проблема грузов -
К Газелькину в кузов!"
Труднее решить
Проблему вкусов:
Грызёшь - и грустно
(Не грузди - грузы,
И так невкусно
Вгрызаться в кузов).
А как без вкуса?
Из грязи в князи:
Грузи рекламой
До безобразья!
Кирилл Москвичёв
Пропорции прекрасного крайне просты - 100%. Станислав Ежи Лец "Непричёсанные мысли" |
Сегодня в гости к нашей рубрике заглянул Кирилл Москвичёв, посвятивший часть своей творческой деятельности разработке брендов в водочной области.
В.Ш. Кирилл, когда ты занимался исключительно дизайном?
К.М. С 1989 по 2003 год. В это время я возглавлял дизайнерское агентство "ИМА-пресс-Арт", занимался разработкой брендов прежде всего ликёро-водочных, креативной составляющей рекламных
кампаний, полиграфическим дизайном. Тогда мы создали такие марки, как "Вальс Бостон", "Русский Размер", "Матрица", "Кузьмич", "Дикий Гусь", были заказы и в других областях.
В.Ш. Почему ты перестал заниматься дизайном в чистом виде?
К.М. Я рассматриваю период рекламно-дизайнерской деятельности как плодотворный, интересный, но все же только этап моей жизни. Как ступеньку к достижению моих целей. В рамках чисто
дизайнерской деятельности мне не удастся полностью воплотить свои идеи. Интереснее решать более масштабные задачи. Это вернет ощущение новизны. Я жду свежих решений, хочется овладеть новым
инструментарием, в том числе и финансовым.
В.Ш. Создание бренда это заслуга одного человека или результат работы команды?
К.М. Конечно, это командная работа. Помимо наличия штата специалистов важен тесный контакт с заказчиком. Без творческой связи с ним работа много теряет. Заказчик должен принять работу,
поверить в успешность разработки. Его вовлечение в процесс помогает сократить временные затраты на утверждение и согласование.
В.Ш. Как бы ты охарактеризовал свою должность?
К.М. Я считаю себя креативным организатором. Но чтобы стать настоящим организатором, мне надо еще вырасти и воспитать себя. В процессе организации возникает некий цикл рождения идей. Во
время встреч, обсуждений, иногда вскользь, незаметно проскакивают идеи, которые надо уметь уловить, и потом материализовать. Это и есть моя работа.
В.Ш. Насколько отечественный дизайн в области упаковки и рекламы спиртных продуктов конкурентоспособен по отношению к зарубежному?
К.М. Дизайн может быть либо грамотным, либо неграмотным. При этом достаточно одной секунды, чтобы понять к какой категории относится та или иная работа. А западный или отечественный - мне
кажется, шкала неправильная. Просто в Россию не попадают слабые работы иностранных дизайнеров. Но они есть. Сейчас, судя по товарам на полках, появляется много новых красивых и грамотных
упаковок. Остальные просто не конкурентоспособны. У дизайнеров нет недостатка в образцах, на которые можно равняться. Заказчики тоже растут. Поэтому так или иначе общий уровень дизайна достаточно
высокий.
В.Ш. Какую свою рекламную кампанию ты считаешь самой заметной и яркой?
К.М. В самом начале, когда мы работали с Сергеем Пилатовым, мы вместе ним разработали рекламную кампанию для водки "Аврора", для которой была придумана концепция "Не пей!" ("Не пей с кем
попало, дотяни до причала", "Достаточно одного залпа" и т.д). Это была первая рекламная кампания, и я считаю её одной из самых креативных в своей практике.
В.Ш. Сколько живет водочный брэнд?
К.М. Марки, за которыми ухаживают и следят, могут жить очень долго. Одним из условий долгой жизни является своевременный рестайлинг. У большинства марок, которыми я занимался, пока еще нет
такой длинной истории. Разве что "Русский Размер" и "Вальс Бостон", им уже около 10 лет. Но это относительно небольшой период. Хотя по сравнению с другими мимолетными марками и этот срок
впечатляет.
В.Ш. А как насчет этического аспекта? Ведь водка не детское питание, а продукт, таящий в себе опасность для здоровья человека и для общества в целом?
К.М. Я к водке отношусь как к хорошему, нужному напитку. В России это вообще особенный, сакральный продукт. Мне не жалко использовать для него свои находки. А если говорить про
потенциальный вред водки, то он не больше, чем у любого другого пищевого продукта. Просто надо знать меру.
В.Ш. А ты пробуешь продукты до их вывода на рынок?
К.М. Создание водочной марки построено так, что зачастую напиток появляется уже после создания названия и дизайна упаковки. Зато когда продукт выходит в собранном виде, тогда конечно мы уж
дегустируем как надо.
В.Ш. Давай сравним свободного дизайнера и агентство?
К.М. С кем лучше работать? Предположим заказчик умеет адекватно оценить качество работы и знает, что должно быть в конечном итоге, готов контролировать работу, управлять процессом
разработки, и ему нужен лишь грамотный исполнитель. Работа с фри-лансером в этом случае - очень даже правильный выбор. Тем более, уровень некоторых свободных дизайнеров-профессионалов достаточно
высокий. Если же заказчик не готов к такому режиму работы, то, конечно, проще обратиться в агентство. Желательно в хорошее. Агентства часто сотрудничают с фри-лансерами, при этом контролируют
рабочий процесс и берут на себя все организационные риски.
В.Ш. Как ты относишься к фокус-группам?
К.М. Несомненно, на стадии производства нужны тесты. Правда лично у меня самый разный опыт и отношение к опросам и исследованиям. Если говорить о фокус-группах, то отношение к ним больше
негативное, и основная проблема это возможность широкой интерпретации результатов. Холл-тесты дают более объективную картину.
В.Ш. Есть ли какая-нибудь глобальная тема, над которой ты работаешь?
К.М. Я много работал в водочной теме и иногда кажется, что уже из неё не выйти. Многие мои идеи лежат в плоскости алкогольной продукции. Причем одна из основных задач, которую я решаю в
своих идеях, это увеличение живучести марок, внедрение в них элемента самопродвижения. Всегда стремлюсь к некому идеалу, который можно было бы описать словами "самопродвигающаяся марка". Когда
потребитель покупает не просто продукт, в данном случае водку, а некий творческий креативный элемент, которым ему хотелось бы поделиться с другими людьми. У меня есть проект-мечта. Ищу
возможность выпустить целую серию напитков: и водку, и коньяк, и чёрные бальзамы под общим названием "Golden Grain". Дело конечно не в названии, а в глубокой эстетической концепции заложенной в
проект. Надеюсь, я доведу этот проект до воплощения.
Василий Шишкин