Статья опубликована в журнале «Реклама и Полиграфия»

 

Подавая сигналы в рог, Будь всегда справедлив, но строг.

Козьма Прутков. Военные афоризмы

Полосатые шрифты

Известно, что товарный знак работает тем эффективнее, чем лучше он выполняет ассоциативную функцию, чем сильнее связан с деятельностью компании. Не в каждом бизнесе можно найти очевидный визуальный элемент, вызывающий соответствующие ассоциации. Но иногда знаки способны замаскироваться под лидера рынка, стать похожими на наиболее заметную характерную для сегмента компанию, проявить природную способность к мимикрии.

 

Большинство знаков российских компаний, продающих компьютеры и оргтехнику, выбирают простой и продуктивный рецепт: берем любой, желательно пожирнее, шрифт, режем на полоски, добавляем чуток оригинальности, и знак готов. Один из наиболее известных игроков петербургского рынка – сеть магазинов «ЦИFРЫ», многократно менявший облик, традиционно использует полосы в качестве базового графического элемента. И если в последнем варианте знака полосы носят рудиментарный характер, то в первых двух alfa-comp и beta-comp полосы активны и навязчивы.

 

Мы пообщались с директором рекламного агентства «Ап» Натальей Останькович, которая поведала нам, как разрабатывался один из таких полосатых знаков. «В середине 90-х годов наше еще молодое рекламное агентство получило заказ на разработку товарного знака от только начинавшей свой бизнес компании «Рик». Мы проанализировали знаки конкурентов и сделали для заказчика подборку ксерокопий из соответствующих тематических рубрик («компьютеры» и «оргтехника») городских справочников и специализированных изданий. С помощью этой подборки мы хотели продемонстрировать, как на практике работают знаки. Для сравнения к знакам «местного значения» были добавлены торговые марки, обладающие мировой известностью. Обсуждая материалы с заказчиком, мы поняли, что от нас требуется разработать такой знак, который уже нес бы в себе ассоциацию с известными компьютерными брендами, пусть даже в ущерб оригинальности. Тогда мы решили осмысленно мимикрировать под полосатую стилистику, стараясь совместить несовместимое: оригинальность и намек на известный бренд. Знак был принят и жив по сей день, фирма процветает».

 

Полосатость компьютерных знаков тяготеет к прародителю — логотипу компании IBM. Он создан в 1956 году известным американским дизайнером Полом Рэндом (Paul Rand). Сперва изображение не было полосатым и основывалось на шрифте City. Четыре года спустя Рэнд добавил полоски, и некоторое время одновременно сосуществовали сразу несколько вариантов: знак без полосок, оконтуренный, с восьмью и с тринадцатью линиями.

 

В конечном итоге выжил лишь один. Сам Рэнд родился в 1914 году, сотрудничал с такими известными американскими журналами, как Esquire и Apparel Arts в качестве арт-директора. Именно Полу Рэнду американская ассоциация графических искусств AIGA доверила разработку своего знака. В своем творчестве он наследует и развивает идеи таких художников, как Арп, Матисс, Клее, Кандинский. Жаль, что дизайнер не дожил до того момента, когда его знаменитые полосы станут клише, своего рода ДНК для знаков большинства российских компьютерных компаний.

 

О Царском селе и не только

Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого. 
Козьма Прутков "Плоды раздумья. Мысли и афоризмы"



Отгрохотали салюты, посвящённые 300-летнему юбилею Петербурга. Затем, в мае 2004 ту же годовщину отмечал Кронштадт.В 2005 фейерверками озарилось небо Петергофа. В 2010 году (24 июня) свое 300-летие будет отмечать Царское Село (г.Пушкин). Создание юбилейной эмблемы и праздничной символики во всех этих случаях было сопряжено с неимоверными трудностями, а иногда не увенчивалось ничем (Петергоф). Трудная судьба и у эмблемы 300-летия Царского Села. Первый официальный конкурс завершился полным фиаско в связи со слабой организацией конкурса, слишком коротким промежутком времени, отпущенным на создание знака, малым числом участников (около 10). Проведение второго конкурса было доверено рекламному агентству Delfin Media. Был создан сайт, всем желающим было предложено поучаствовать в разработке эмблемы. Агентство прикладывало все усилия, но преодолеть дизайнерскую пассивность было непросто. Стоит отметить, что работ появилось значительно больше, но все равно оказалось много непрофессиональных, стандартных. Достоверно можно сказать, что большинство профессионалов просто манкировали конкурс, а иногда о нем даже и не узнали. Причиной отказа дизайнеров от участия обычно становятся два фактора. Во-первых, боязнь того, что жюри не оценит и все равно примет самый традиционный вариант. У дизайнеров присутствует страх потерять время, сопряженный с комплексом не быть оцененным по достоинству. Во-вторых, потенциальных участников смущает недостаточно высокая сумма оплаты победителю. В частности, 40000 рублей (размер первой премии призеру) - сумма, зачастую меньшая стандартных расценок за разработку знака среднестатистического рекламного агентства. (Для справки отметим, что на празднование юбилея тратятся десятки миллиардов (!!!) рублей.) 
Мы обратились с просьбой принять участие в конкурсе к нескольким профессиональным дизайнерам. Прислал свою работу Эркен Кагаров из Москвы, основатель и креативный директор Imadesign. Мы приводим появившиеся в нашем распоряжении работы и выносим их на суд читателей. 

"Стрелка" выстрелила

Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части. 
Козьма Прутков "Плоды раздумья. Мысли и афоризмы"



Недавно со 2 по 7 октября в Нижнем Новгороде прошло заметное дизайнерское событие - фестиваль дизайна "Стрелка". В выставке приняли участие свыше 120 человек из 14 городов России. Уровень работ оказался очень высок. Выставку посетило более 1000 человек. "Стрелка" - крупнейшее дизайнерское событие 2007 года в Поволжском регионе. Организаторами проекта стали: Международная Ассоциация "Союз дизайнеров", дизайн-студия "Арт-Пресс", творческая мастерская "RekinArt". В составе жюри фестиваля работали известные дизайнеры России: Гулитов Юрий, Митин Андрей, Семенов Олег (президент конкурса "ТаМга"), Серов Сергей (организатор биеннале "Золотая пчела"), Трофимов Борис. В рамках "Стрелки" прошли конкурсы и выставки, демонстрировались специальные проекты и акции, проводились семинары и презентации. Как сказано в пресс-релизе проекта, "благодаря "Стрелке" Нижний Новгород подтверждает статус одного из главных российских центров дизайна. Современный дизайн становится инструментом повышения конкурентоспособности города и улучшения качества жизни нижегородцев, определяя лицо Нижнего и его комфортность для жителей". Жаль, что в Петербурге таких проектов становится все меньше. 

Победители конкурса. 

КОНКУРС "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН" 

Гран-При 
Кораллова Мария / фирменный стиль "Top Rise" / Н.Новгород. 

Номинация "Календарь" 

Победители: 
1 место. Паличев Игорь /архипроект "Dark Design Group 2003" / "Dark Design Group", Уфа; 
2 место. Крапивин Михаил, Надеждина Валерия / "Борский стекольный завод 2003" / студия "Аэрограф", Н.Новгород; 
3 место. Паличев Игорь / "Уфа Ойл 2004" / "Dark Design Group", Уфа. 

Номинация "Плакат" 

Победители 
1 место. Рекин Дмитрий /театральные плакаты "Риголетто" и "Казанова" / Н.Новгород; 
2 место. Крапивин Михаил, Надеждина Валерия / "Русские на карнавале в Венеции" / студия "Аэрограф", Н.Новгород; 
3 место. Буханов Геннадий / "Фестиваль фортепианных дуэтов" / Красноярск. 

Номинация "Упаковка / Этикетка" 

1 место. Рекин Дмитрий /лимонады "Сарента" / Н.Новгород; 

2 место. Покрышечникова Алла / серия кондитерских упаковок / Н.Новгород; 

3 место. Куликов Даниил / "Reoflex" / Н.Новгород. 

Лауреат номинации: 

Зайцева Елена / упаковка молочных продуктов / Н.Новгород 

Номинация "Фирменный стиль" 

1 место. Губергриц Михаил / проект "Futura Summit" / Москва; 
2 место. Студия "Гримир" / проект "Beatrice" / Самара; 
3 место. Хлутчин Игорь / проект "Linotek" / дизайн-студия "Промграфика", Н.Новгород. 

Лауреаты номинации: 
Васильева Ирина, Шинелин Антон / кафе "OPEN" / "Пиранья дизайн", Н.Новгород; 
Фролов Сергей, Ефремов Максим / проект "Айс" / "3D", Н.Новгород. 

Номинация "Знак / Логотип" 

1 место. Губергриц Михаил / "Optikey" / Москва; 
2 место. Шишкин Василий / магазин женского белья "Конфекцион" / Санкт-Петербург; 
3 место. Фролов Сергей, Ефремов Максим / знак "3D" / "3D", Н.Новгород. 

Лауреаты Фестиваля: 
Студия "Logomaker" за лого "Наутилус" / Москва; 
Гладков Константин за лого "Трио пицца" / Арт-студия "Клим", Н.Новгород; 
Сумароков Виктор за лого "Пумар" / Тула; 
Буханов Геннадий за Лого "Russian World Music Award" / Красноярск; 
Астраханцев Александр за серию спортивных знаков / Чебоксары; 
Хлутчин Игорь за лого российско-японской железнодорожной конференции / "Промграфика", Н.Новгород. 

Александр Зудин

Глядя на мир, нельзя не удивляться! 
Козьма Прутков "Плоды раздумья. Мысли и афоризмы"



Сегодня у нас в гостях замечательный петербургский карикатурист Александр Зудин. 
В.Ш. Когда ты впервые стал рисовать карикатуры? 
А.З. Это произошло еще в школе, в 9-м классе. Рисовал стенгазету под названием "Горе от ума". Делал карикатуры на одноклассников и на учителей. 
В.Ш. Как потом развивалась твоя творческая деятельность, где получил образование? 
А.З. Поступил в художественную школу, затем в Томский Архитектурно-Строительный Институт. Оттуда меня отправили в аспирантуру в Ленинград. Работал преподавателем, но карикатура все время оставалась в качестве хобби. Первая публикация была в газете "Вечерний Петербург" в 1990 году. В то время газеты были черно-белыми. Компьютеры были большим дефицитом, но я уже начал рисовать карикатуры на компьютере. 1991 году пришел в издательский дом "Шанс", где стал главным художником. 
В.Ш. Как ты создаешь карикатуры? Какова технология?
А.З. Сначала на бумаге я рисую эскиз. Использую тушь, перо, рапидограф. Рождается идея. Если композиция мне не нравится, делаю другую. Но, зачастую, первый эскиз - самый лучший. Потом перерисовываю. Это и есть оригиналы, которые впоследствии сканируются и обрабатываются на компьютере. Отсканированное изображение раскрашивается, и компьютер дарует здесь необыкновенные возможности в скорости и качестве. Он позволяет мгновенно варьировать фон, создавать градиенты, совершенствовать изображение. При этом я создал для себя целую библиотеку с фонами, сделав вручную акварельные заливки и многие другие. Использую только Photoshop и даже векторные изображения обрабатываю в этой программе. Некоторые карикатуристы рисуют маслом, гуашью, и я с удовольствием бы поработал в такой технике, но заказов так много, что для меня это просто невозможно. 
В.Ш. Как рождается идея? 
А.З. Я не хожу по улице, придумывая картинки. Идея приходит сама, когда читаю новости, или что-то делаю, в голове уже рождается образ (а новости сейчас таковы, что дефицита идей просто нет). Затем беру чистый лист бумаги и включаюсь. 
В.Ш. Приходится ли тебе рисовать на заказ. И не скучно ли это? 
А.З. Да, это действительно сложнее, чем просто карикатура. Карикатура может высмеивать, и обычно смешно, когда над чем-то подтрунивают. А, делая что-то на заказ, обычно приходится восхвалять. Бывают действительно однообразные темы, например, страхование. Но эти вещи интересуют читателя. Приходится рисовать, поскольку иллюстрации к статьям делают материал заметно привлекательнее, читатели обращают внимание прежде всего на такие статьи. 
В.Ш. Сколько стоит разработка карикатуры Александра Зудина? 
А.З. Последние два года это где-то от $500. Но я подхожу к цене очень гибко в зависимости от того, как будет использоваться работа. Иногда знакомым просто дарю. Сотрудничаю также с одним американским агентством, которое продает карикатуры от $3 до $1000 в зависимости от того, кто купит. И если кто-то хочет просто поставить себе на компьютер красивую картинку, то это можно сделать и за $3. Работать через агентство очень удобно. Платят мне ежемесячно, независимо от того, продаются работы или нет. Из газет сейчас сотрудничаю только с "Шансом". 
В.Ш. Карикатура достаточно легкомысленный жанр. Не было ли у тебя желания сделать что-то более серьезное, масштабное? 
А.З. В настоящий момент вышло несколько моих книг, опять же с карикатурами, одна из них "Три века Петербурга". 
В.Ш. Сколько всего за время творческой деятельности ты разработал карикатур? 
А.З. Если посчитать по количеству дней, а занимаюсь я этим в течение 9 лет, создавая карикатуру каждый день, то получится свыше 3000 работ. При этом есть огромное количество нереализованных идей, эскизов, заготовок. 
В.Ш. Работаешь ли ты в выходные дни? 
А.З. Считаю, что у меня все дни в неделе выходные. Мне удалось превратить хобби в свое дело. Вот встречаться с заказчиком - это работа. А делать картинки, этот процесс даже обидно называть трудом. Просто отдыхаешь. 
В.Ш. Мешает ли семья творчеству? 
А.З. Мне не мешает. Надеюсь, и я не мешаю семье, часто работая по ночам. Для меня период с 5 до 7 часов является очень творческим. Ты уже полностью свободен и не скован рамками. Это время очень плодотворно. 
В.Ш. Как ты относишься к современной рекламе? 
А.З. Реклама сильно меняет сознание людей. Например, живет человек в центре города, и каждый день видит огромную банку кофе на рекламном постере. Она просто несоразмерна происходящему вокруг. Архитектура воспитывает, а реклама всего лишь хочет продать. Люди запоминают то, как выглядит реклама. Сейчас все увешано сетками, баннерами, причем сама реклама обычно слабая, банальная. Когда бываешь за границей, часто видишь рекламу очень интересную, креативную, она заставляет задуматься. У нас такого почти не встретишь. Газеты там тоже сверстаны очень хорошо. В России иногда даже калькируют, но все равно получается не то. 
В.Ш. Что бы ты хотел пожелать читателям журнала? 
А.З. Я мечтал бы ехать по городу, смотреть на рекламные щиты, и, глядя на них гордиться тем, что эта реклама сделана в Санкт-Петербурге.

 

 

Василий Шишкин