Статья опубликована в журнале «Реклама и Полиграфия»

 

Само созидание таит в себе разрушительную силу.
Определенное обновление движения происходит от необходимости.
Суфийская мудрость

Конструктивисты

Написание статьи подобно созданию песчаной скульптуры. В школе на уроках литературы нас учат азам этого искусства, подобно тому как в песочнице из детского горшочка мы формуем конусы незрелого детского творчества. Впоследствии форма становится сложнее, но неумолимый ветер или неаккуратное движение творца могут непоправимо повредить начатое, и приходится начинать все с начала. Наконец скульптура готова, и можно оценить замысел и технику исполнения. Но это счастье краткосрочно. Песок — недолговечный материал. Время и осадки неминуемо сравняют с землей любую красоту. Так и статья — прожив месяц, она оставит лишь воспоминания.

Сложно себе представить отечественные шрифты более влиятельные, чем те, что были созданы в 20–30-е годы в эпоху тотального конструктивизма. Тогда на русскую культуру внимательно взирал весь мир, восхищаясь и содрогаясь одновременно. И даже впоследствии конструктивизм оказался востребованным во многих областях: архитектуре, в промышленном и графическом дизайне, даже в музыке (считается, например, что один из самых знаменитых квартетов Д. Шостаковича № 8, создан с учетом идей конструктивистов). Многие влиятельные дизайнеры нашего времени, в частности Невил Броуди, называют художников того времени своими учителями.

 

Сами по себе рубленые формы не являются открытием русских конструктивистов. Голландское движение «Де Стиль» (De Stijl) уже в 1917 году использовало блочную форму букв в одноименном журнале. Немецкая школа «Баухауз», открывшаяся в 1919 году, также занималась разработкой новых шрифтов. Голландская, немецкая и русская традиции широко взаимодействовали друг с другом. Деятель русского авангарда Эль Лисицкий принимал активное участие в проектах группы «Де Стиль». В 1921 году в Дюссельдорфе прошел Первый Конгресс Прогрессивных Художников, в котором участвовали деятели многих стран. Но именно в России конструктивистские шрифты получили такое развитие и распространение.

 

Особенностью графики таких шрифтов является предельное упрощение формы, низведенное до простого каркаса. Сущность графем передана самым что ни на есть экономичным языком — прямоугольниками. Лишь иногда мы видим скругления в буквах «О», «В», «Р». Остальное — жесткий каркас.

 

«Вещи, создаваемые художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенные по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии средств при максимуме их действия.

Современный инженер создал гениальные вещи: мост, паровоз, аэроплан, кран.

 

Современный художник должен создать вещи, равные им по силе, напряженности, потенциалу в плане их психофизиологического воздействия на сознание человека как организующего начала» (А. Веснин. «Кредо», цитируется по книге Хан-Магомедова).

 

Причин активного распространения идей конструктивизма в графическом дизайне того времени несколько. Во-первых, после революции началось агрессивное отрицание буржуазных форм предыдущих шрифтов. Конструктивисты сделали буквы инструментом агитки.

 

Основным предназначением дизайна стал плакат, призыв, которые должны быть жесткими по стилистике, предельно ясными, грубовато революционными. Вторая причина — это те новые дизайнерские возможности, которые даровал новый шрифт. Стилистика любого рекламного носителя в рамках идеи конструктивистов предполагала жесткую прямоугольную модульную сетку (для упрощения, для ускорения, для единообразия). Имея набор блоков, удобно использовать прямоугольные буквы, вписывая каждое слово в специально отведенное ему место, при этом пропорции букв могут свободно меняться, невзирая на пропорции и жирность остальных блоков. Ни один наборный шрифт, наличествовавший в типографиях того времени, такой свободы не предоставлял.

 

Движение конструктивистов окончательно оформилось к началу 1921 года, и в него вошли А. Ган, А. Родченко, В. Степанова, братья Стенберги, К. Медунецкий, К. Иогансон.

 

Используемые в настоящий момент стилистически близкие друг другу шрифты Stenberg и Rodchenko, представляют собой совокупный портрет, усредненный и соответствующий стилистике того славного времени.

 

Новости рестайлинга

Тайна будь лучше, чем явно. 

Людей чрезмерно не хвали. 
Суфийская мудрость.



Недавно на улицах города появились зазывалы очередной лотереи, организованной Правительством города, под название "Невское лото". В качестве слогана охотники поживиться на человеческих слабостях выбрали фразу "Игра, меняющая жизнь". Как обещано в рекламе, "часть сбора от лотереи поступает в бюджет города и направляется на реализацию социальных программ". В какую сторону изменит нашу жизнь эта затея? Начнем с дизайна. Если в логотипе используется Arial (как в знаке "Евросеть") или Times, то это уже достаточный повод насторожиться. Видимо дизайнеры-создатели оказались не в курсе, что бывают и другие гарнитуры. Но если в одном товарном знаке встречаются оба обозначенных системных шрифта, то не нужно ходить к дельфийскому оракулу, чтобы установить, где и кем сделан знак. Такие работы выполняют в одном из трех мест: в расположенной по соседству с заказчиком ризографии или шелкографии (обычно это делает девочка-оператор), в интернет-конторе (ибо разоряться на собственного дизайнера неоправданно с финансовой точки зрения) или же своими силами (зачем вообще переплачивать хапугам-дизайнерам?). Помещение букв из слова "Лото" в кружочки банально до зевоты. Но это было бы еще пол беды. Белый контур вокруг кружков сделан толщиной линии, в результате при масштабировании обводка все время оказывается разной: на баннере одна, на сайте другая, на лотерейном билете третья. Цифры "6" и "42", в отличие от креста, и не думают вспоминать о форме поверхности шара. Глядя на такие опусы, особенно пропагандируемые от имени Правительства, невольно задаешься вопросом, а не пора ли городу задуматься над собственным имиджем? Ведь это как нецензурная речь, только высказанная визуальным языком. 
Бородатый мужчина, возможно в легком подпитии, несмотря на изнуряющую жару одетый в шапку-ушанку, активно призывал граждан: "Забей!". Вскоре выяснилось, что забивать нужно не болты, не козла и не районного депутата, а багажник автомобиля, и не тещиными пожитками, а продуктами из универсама "real". По знаку всегда можно с определенной уверенностью сказать, кем он сделан и даже определить пол создателя. В данном случае видно, что работа выполнена в рекламном агентстве, поскольку с точки зрения креатива все выполнено на достаточно высоком уровне, а вот дизайн подкачал. Нет ощущения сбалансированности и цельности, используется стандартный (пусть и слегка потисканный) шрифт Free Set Bold. Предлагаем (бесплатно) свою версию. 

Прибыло и в полку фанатов шрифта "Магистраль". Срочные денежные переводы "Blizko" не сумели пока перевести необходимого количества денег для оплаты индивидуального написания. Пришлось использовать замусоленный до дыр "Магистраль". К тому же, наверняка он не был приобретён легально. Если ошибаюсь, то прошу извинения, а если нет, неплохо расплатиться с "Паратайпом". Отмечу, что после публикации статьи про использование шрифта "Магистраль" в одном из недавних выпусков журнала, многие издательства, обличённые в статье, всё-таки удосужились приобрести легальную версию. А если говорить про создание логотипов, то есть, по крайней мере, два способа сэкономить. Первый - изменить хотя бы одну характерную букву. Второй - доработать сам шрифт. Разве это так сложно?