Шок за сто долларов

Бизнес начинается с денег, с материального, дизайн в материальном заканчивается. Истинное творчество не подразумевает денежных ориентиров и не терпит зависимости от финансов, поскольку порабощается ими. Стоит мысли о хрустящих купюрах завладеть вашим сознанием, как о качественном дизайне можно забыть. Моя акция по продаже товарных знаков за 100 долларов, проведенная в сентябре на выставке "ВДРХ", имела сразу несколько подтекстов.
Отсутствие рынка товарных знаков в России вообще и в Санкт-Петербурге, в частности, состоит, в том числе, и в отсутствии внятной ценовой политики. Цены обычно называются от потолка. Если попался
заказчик покрупнее и помясистее - выкатываем трехзначную сумму. А если фирма только начинает - можем пойти на компромисс. И эта пресловутая гибкость позволяет одним иметь стабильный приток
заказов, а другим находиться в плену собственных стереотипов. По мере нарабатывания имени, расценки заметно возрастают. Но это зачастую приводит к отсутствию постоянной практики и утрачиванию
профессиональных навыков.
Молодые компании, в случае, если они образуются без привлечения стороннего капитала и инициируются начинающими бизнесменами, зачастую лишены финансовых ресурсов для создания полноценного
дизайнерского продукта. А потому товарные знаки таких компаний часто грешат непрофессионализмом и делаются "на коленках" либо самими директорами, либо их непрофессиональными
знакомыми.
Традиция взимания предоплаты с заказчика свидетельствует о неуверенности дизайнеров в собственных силах. И вынуждают заказчика платить даже в том случае, если в конечном итоге знак не будет
принят.
Пассивность дизайнеров настолько велика, а уверенность в завтрашнем дне настолько преувеличена, что они позволяют себе роскошь не участвовать как в профессиональных проектах: "Знак", "Тамга",
"Золотая пчела", "Золотая блоха", так и в рекламных выставках: "ВДРХ", "Дизайн и реклама", "Реклама и информация".
Тем самым, проведение мною акции "Товарный знак за 100 долларов" стало неким экспериментом, своего рода манифестом, поднимающим все эти вопросы в неявной форме.
Облачившись в демократичную одежду, я доставил себе удовольствие раздавать флаерсы на специализированной выставке, где не встретил ни дизайн-студий, экспонирующих свой товар, ни дизайнеров,
предлагающих свои услуги по отличным от моих расценкам. А заказчиков было много. Был большой интерес к этому неординарному предложению. И звонки стали поступать на следующий день, после начала
проведения акции. В общей сложности было роздано 3000 флаерсов с отрывным купоном. Среди заказчиков, согласившихся разработать знак за эту сумму, было много тех, кто не стал бы его разрабатывать
при иных обстоятельствах (100 долларов - не деньги). В общей сложности заказали десять знаков, два из которых перешли в иной ценовой диапазон из-за высокой сложности работы. В первом случае -
создание рекламного образа, во втором - была крупная компания из Челябинска.
Восемь знаков были сданы в течение месяца со дня начала программы. Акция не подразумевала поездок к заказчику, что сильно экономило время. Требовательность людей к знаку за 100 долларов тоже
нельзя назвать высокой. В принципе, все разработанные в рамках программы знаки, по трудо- и времязатратам соизмеримы с разработкой одного знака за 1000 долларов. А возможно и более
предпочтительны. Отношение посетителей на выставке, было скорее позитивно-добрым, чем критичным, особенно со стороны женской аудитории, ибо рекламную фразу "Шок от Василия Шишкина", адресованную
девушке, можно было трактовать двояко. Один из заказчиков, представитель компании "Цветы", об акции узнал случайно. Когда он спросил свою девушку, что интересного было на выставке, из всего
увиденного она смогла вспомнить лишь "шок за 100 долларов". Из дополнительных плюсов отмечу, что очередная яркая эпатажная выходка привлекла внимание к моей студии, круг общения был заметно
расширен, и обогатился новыми контактами и связями: меня приглашали читать лекции (уже не помню куда), я раздал пару десятков своих музыкальных дисков, познакомился с симпатичными девчонками (но
уже потерял их телефоны). А главное, получил массу позитивных эмоций. Ибо действие - это жизнь. А жизнь - это счастье.
Василий Шишкин
Несколько вопросов автору от редакции
РП: Не считаете ли вы, что исполнение знака за $100 - это демпинг и неуважение по отношению к конкурентам?
ВШ: Не считаю, поскольку, как я писал, в Питере нет ценностных ориентиров, и я бы не обиделся, если бы конкуренты сделали то же самое. Более того, на выставке ко мне часто подходили, и говорили,
что могли бы сделать знак и за 75 долларов. На что я им отвечал, что по двум причинам это невозможно, одна из которых, это отсутствие флаерсов.
РП: Зачем потребовалось раздавать флаерсы самому?
ВШ: Если бы флаерсы просто лежали на стендах каких-то компаний или раздавались девочками-статистами, акция не имела бы такой успех. А демократичная одежда свидетельствовала о моей готовности идти
навстречу заказчику любого уровня, и придавала акции легкий ироничный оттенок.
РП: Планируете ли вы проведение подобных акций в будущем?
ВШ: На будущий год я собираюсь предлагать за $100 не только знак, но и фирменный стиль. А также внести в пакет своих услуг спецпредложение - экспресс-знак за $100.
РП: В чем качественное отличие знака за $100 от знака за $3000.
ВШ: Никакого отличия нет. Разница только в сумме.
РП: Что вы хотели бы посоветовать другим дизайнерам?
ВШ: Быть активнее, золото лежит под ногами, и мы ходим по нему каждый день. Надо лишь найти силы и смелость наклониться и поднять их с земли. "А $1000-то - не лишние".