О горячем

Тот, кто не понимает театра, арены, триумфов, игр, не понимает Рима. Любая власть есть театр 
Паскаль Киньяр, "Секс и страх"


Добрый день, дорогие друзья! 
Рад приветствовать вас в новом году. В первой статье мы решили воздержаться от анализа цветов в товарных знаках. Это связано, прежде всего, с тем, что слишком много накопилось насущного, о чём хочется рассказать в первую очередь. 
В рубрике "имена" в течение этого года мы будем представлять известных московских дизайнеров, чтобы расширить горизонты и географию наших исследований. Вас ждут встречи с культовыми фигурами, маститыми, интересными, иногда спорными профессионалами, чьи работы вы часто встречаете в повседневной жизни. 
Также, хочется отметить, что те читатели, которые получают журнал по подписке, увидят диск с записью моего 1-го струнного квартета. Спасибо Вам! 

Царское село обозначилось

Мы несём в себе смятение нашего зачатия. 
Паскаль Киньяр, "Секс и страх"



Царское село (г. Пушкин) обрело-таки эмблему празднования 300-летия (которое пройдёт в 2010 году). Работа эта проходила долго, мучительно, в спорах, в муках, в течение достаточно продолжительного времени. Конкурс был организован рекламным агентством "Delfin Media" по заказу Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга. 


Результат работы был представлен в конце 2007 года (уже после подписания новогоднего номера в тираж). Представляем Вам победившие знаки. 


Всего было подано более 200 заявок от 70 участников. Победители, занявшие призовые места получат денежное вознаграждение - 40 000 рублей за первое место, 25 000 и 10 000 рублей за второе и третье места, соответственно (возможно, деньги уже получены). 


"Перед нами стоял трудный выбор, все работы были тщательно подготовлены, однако главным критерием выбора участников, все-таки, стало умение художника отразить в эмблеме уникальную атмосферу Царского села и, конечно, связь поколений, которым дышит Пушкин", - отметила Ольга Ромащенко, начальник отдела по реализации Программы "Пушкин -300". 

Из жизни блох

Идеал древних римлян делился между героизмом и славой. 
Паскаль Киньяр, "Секс и страх"



В самом конце 2007 года были подведены итоги VIII Всероссийской выставки-конкурса товарных знаков "Золотая Блоха", проходящей в Туле с 2000 года. Авторитетное жюри, составленное из ведущих специалистов в области дизайна, рекламы, искусствоведения, маркетинга и патентного права, выявило шесть лучших работ из двух тысяч, присланных на конкурс. Откуда взялось название "Золотая блоха" и чему посвящено мероприятие, мы поинтересовались у Виктора Сумарокова, профессионального дизайнера, идейного вдохновителя и организатора выставки. 


"Каждый регион, каждый город имеет свой исторически сложившийся образ, отличительную особенность или своего рода талисман, которым гордятся его жители и возводят в разряд бренда местные рекламисты. Для Тулы такими брендами являются пряники, самовары, оружие и легендарный мастер Левша. А где Левша, там и блоха, которую он подковал. Но не каждый провинциальный город может похвастаться проведением ежегодного общероссийского форума с приездом столичных знаменитостей и привлечением к себе внимания нескольких сотен людей со всех уголков страны, объединенных общим делом - созданием товарных знаков. 
Товарный знак похож на блоху, которую сложно рассмотреть, но легко ощутить. Он же подобен "мушке" на щеке женщины, придающей ей пикантность и индивидуальность. По старому преданию, тульский умелец Левша сумел подковать блоху, завоевав признание и уважение. Его потомки научились завоевывать признание, создавая "блох", и вызывать уважение, получая за эту работу хорошие гонорары. 
Кажется, что совсем недавно мы готовились к проведению небольшой городской выставки товарных знаков, ломали голову над ее названием, клеили планшеты и совсем не помышляли о том, что это было началом большого дела. Тульский выставочный проект, именуемый "Золотой Блохой" разросся до Всероссийского масштаба, был удостоен первой премии на выставке "Модулор" в Санкт-Петербурге, стал лауреатом Национальной премии в области дизайна "Виктория" и уверенно вошел в когорту ведущих дизайнерских конкурсов России. За восемь лет в выставках приняли участие около тысячи дизайнеров из 70 городов России, представив на конкурс более 8000 товарных знаков. "Золотая Блоха" стала путевкой в жизнь для большого количества студентов, выбравших для себя профессию дизайнера. Она же дала возможность сотням профессиональных дизайнеров осуществить публикацию своих работ (принятых или отвергнутых заказчиками) для закрепления за собой авторского права на созданные товарные знаки. 
Мы, как организаторы, с каждым годом стараемся совершенствовать процесс выявления лучших работ, привлекая к судейству авторитетнейших специалистов в области знаковой графики. В этом году в жюри вошли 23 специалиста из 17 регионов России. Назову лишь некоторые имена: Эркен Кагаров; Юрий Назаров - Президент Союза дизайнеров России; Аркадий Троянкер - Академик Академии графического дизайна; Игорь Смиренный - вице-президент Европейского института упаковки, главный редактор журнала "Тара и упаковка"; Вячеслав Черняховский - Советник Президента Российской академии рекламы. Последние годы конкурс состоит из нескольких отборочных этапов, каждый из которых "отсеивает" неконкурентоспособные знаки, формируя следующую коллекцию из лучших. Так в этом году "Золотая Блоха" начала свой сезон в Туле, где были представлены все присланные на конкурс работы (2333 товарных знака 274 дизайнеров из 52 регионов), далее она отправилась в Смоленск, затем в Ростов-на-Дону. А финальный этап в этом году принимала Москва, где в стенах Центрального Дома художников развернулась экспозиция лучших товарных знаков 2007 года. 
Только демонстрируя свои произведения, обмениваясь мнениями, дизайнеры могут определить место своего творчества в сложном, быстротечном и непонятном мире времени. Другого способа определения профессиональных достижений пока не существует. Выставка показала, что дизайнеры стали общностью, с которой нельзя не считаться. Созданные ими знаки существенно повышают рыночную стоимость и конкурентоспособность товаров и услуг заказчиков. Но не хочется все измерять деньгами, и именно поэтому главный итог выставки - сильный креатив, показавший, что в регионах работают способные и перспективные дизайнеры, которые являются важной составляющей всего рекламного процесса в России. 
После завершения конкурса работы формируют выставочный фонд и экспонируются на передвижных выставках. В экспозиции выставки представлены только товарные знаки. Фирменные стили, шрифтовые и рекламные композиции, содержащие изображения товарных знаков на выставке не экспонируются. Все выставочные модули разделены на пять групп: обзор лучших конкурсных работ и знаков-победителей каждого года; конкурсные работы текущего года, прошедшие отборочный этап; подборки товарных знаков, сформированные по географическому или тематическому принципу; авторские планшеты ведущих дизайнеров, представляющих различные регионы; планшеты-фото-отчеты о прошедших мероприятиях. Выставочные мероприятия сопровождаются проведением семинаров по вопросам проектирования товарных знаков, защите авторских прав, продвижению разработанных торговых марок, с приглашением ведущих специалистов этих областей деятельности. Семинары интересны профессиональным дизайнерам, журналистам, педагогам и людям, интересующимся вопросами промышленной графики и рекламы. Для студентов высших и средних учебных заведений, готовящих дизайнеров-графиков, проводятся специализированные мастер-классы по теме "Методика проектирования товарных знаков" с демонстрацией графических материалов и их электронных версий. 
За семь лет "Золотая Блоха" побывала в 28 городах России, в Белоруссии и Украине. Статистика не сможет подсчитать количество зрителей, увидевших работы участников проекта. Однако, с уверенностью можно сказать, что представленные работы, порой делали имя своим авторам, привлекая внимание к их творчеству и формируя пакет заказов. В этом году была издана книга "Дизайнеры "Золотой Блохи", в которой собраны лучшие товарные знаки 76 ведущих российских дизайнеров за восемь лет существования проекта. Уникальность книги заключается в том, что каждый автор формулирует свое творческое кредо и раскрывает собственное отношение к проектированию товарных знаков. 
Успех проекта очевиден - у "Золотой Блохи" появились друзья и партнеры. Уже сформирован выставочный план. Так в 2008 году с ретроспективными выставками "Золотая Блоха" отправится в Калугу, Рязань, Липецк, Смоленск, Нижний Новгород, Оренбург, Чебоксары, Тольятти и Челябинск, конкурсные этапы состоятся осенью в Туле, Твери и Набережных Челнах, а финал планируется провести в Тюмени, ведь именно этот город объявлен в 2008 году столицей Российского дизайна. 
Подробная информация о проекте, условиях участия, членах жюри и знаках-победителях размещена на сайте www.goldbloh.ru". 

Победители выставки-конкурса "Золотая Блоха'2007": 

ЗОЛОТАЯ БЛОХА 

Владимир Подворный (Москва) 
Бар "Белый медведь" 

СЕРЕБРЯНАЯ БЛОХА 

Алексей Шелепов (Барнаул) 
Радиостанция "Радио 22" 

БРОНЗОВАЯ БЛОХА 

Геннадий Буханов (Красноярск) 
Музей дизайна 

Александр Астраханцев (Чебоксары) 
Кубок Чувашии по самбо 

Алексей Боков (Ульяновск) 
Перфорационное оборудование