Апрельские тезисы

Дизайн против наркотиков

Кто наши враги и кто наши друзья? Вот вопрос, который имеет в революции первостепенное значение. 
Мао Цзе-Дун, выдержки из произведений


В рамках масштабного события - выставки "Полиграфический салон" прошел конкурс анти-наркотических плакатов "Дизайн против наркотиков". В нем приняли участие несколько активных дизайнеров, чьи работы мы приводим на страницах журнала. Хочется поблагодарить всех, кто нашел время и силы проявить себе этой в социальной акции. 

Рама, рама, "Панорама"

Упорядочение стиля есть изучение всей партией марксизма путем развертывания критики и самокритики. 
Мао Цзе-Дун, выдержки из произведений



Недавно изменился знак у компании "Панорама" или, как они сами себя иногда называют, "Окна Панорама". Предыдущий знак был разработан еще в доисторические времена и практически не подвергался изменениям. Его архаичное написание, выполненное шрифтом Compact, не очень-то вязалось с изображением окошка, и рано или поздно изменение должно было произойти. Но то, что появилось в итоге, вызвало недоумение. То ли покосившийся крест, то ли оконная рама, искаженная неблагоприятными климатическими условиями, то ли цветочек, не понятно какое отношение имеющий к металло-пластиковым окнам. Сомнительно и написание названия, которое издалека не разглядишь. К тому же тему окна использует подавляющее большинство компаний из этой области. Хотя, возможно, мы имеем дело лишь с промежуточным вариантом. 

Дизайн made in China

"Пусть расцветают сто цветов" и "пусть соперничают сто школ" есть курс на содействие развитию искусства и прогрессу науки, на содействие процветанию социалистической культуры в нашей стране. 
Мао Цзе-Дун, выдержки из произведений



Китай - огромная страна, с почти 1,5 миллиардным населением, государство с давними традициями в искусстве, в каллиграфии, в архитектуре. Любопытно, а есть ли там графический дизайн и что он из себя представляет в условиях столь специфического политического строя? После поездки в эту страну, выяснилось, что дизайн на востоке не только есть, но и развит достаточно сильно. Рекламы даже на улицах крупных городов, таких как Пекин, Сиань, Гуанжоу, относительно немного. В основном она относится к оформлению магазинов, торговых точек, к навигационным указателям, то есть к самому необходимому. Культура изготовления наружных вывесок очень высока, написание иероглифов на магазинах зачастую индивидуально. 
В Поднебесной мало рекламных щитов, перетяжек, наклеек на столбах. Графического сора почти не встретишь. Дизайн - выверенный, гармоничный, самобытный, грамотный. В случае если рекламируются брэнды транснациональных корпораций, то изображение из себя представляет просто адаптацию западного креатива на китайский лад: лица восточные, цвета пестрые, яркие, тексты исключительно на китайском. Лишь изредка встречается одно-два латинских слова, или логотип компании. Но он не нужен, поскольку почти никто не говорит по-английски.
Искусство китайской каллиграфии и иероглифическая письменность насчитывают почти 4000 лет и за время своего развития почти не изменились, оставшись на первоначальной фазе своего развития. Один иероглиф означает слово, или понятие. В Китае насчитывается огромное количество национальностей, говорящих на разных диалектах, не все они понимают друг друга, и на выручку приходит письмо, универсальное на всей территории. К счастью, подавляющее большинство населения это ханьси (люди династии Хань, говорящие на ханьском диалекте). 
Китайский дизайнер обычно оперирует небольшим количеством шрифтов, ибо нарисовать 3000 символов - задача не для слабонервных. В общей сложности рабочих шрифтов на компьютере чуть больше десятка. 
Китаец стремится к гармонии во всем. Одна из основных религий, на территории Китая, даосизм, использующая известный символ инь-янь, своей базовой ценностью провозглашает гармонию. Инь-янь наложил глубокий отпечаток на графическую традицию китайских дизайнеров. В среднем каждый второй знак использует в тех или иных вариациях дуальный принцип построения. Любимыми фигурами китайца является квадрат - в китайской традиции символ Земли, символ города. Даже иероглиф "Китай" представляет из себя квадрат, разделенный на две части и означает Центр вселенной.