Картинки с выставки

Полет пчелы

Вот и прожужжала «Золотая пчела». В четвертый раз прилетала она в Москву, в Центральный дом Художника на Крымском валу. Учрежденная в 1992 году журналом и агентством «Greatis» и проводимая под эгидой Icograda (международного совета национальных организаций по графическому дизайну) и IBCC (Координационного комитета международных биеннале), «Золотая пчела» неуклонно собирает под свои крылья лучших дизайнеров со всего мира. 


Будучи по своей сути конкурсным мероприятием, биеннале осуществляло жесткий отбор работ уже на стартовом этапе, с тем, чтобы в кульминационной части международное жюри отобрало уже лучших из лучших. В состав жюри вошли мэтры мирового дизайна Валерий Акопов (Россия), Олег Векленко (Украина), Мельхиор Имбоден (Швейцария) Алан Ле Кернек (Франция), с Йосси Лемел (Израиль), Кейзо Мацуи (Япония), Тадеуш Пехура (Польша), Ян Райлих-младший (Чехия). Анонсированные изначально Нэвил Броуди (Великобритания) и Никлаус Трокслер (Швейцария) лишь украсили своими именами рекламные материалы «Пчелы», но по тем или иным причинам приехать не смогли.


Работы принимались по трем конкурсным номинациям: плакаты (печатные оттиски, созданные в 1996 – 1998 годах, без ограничения по технике печати, будь то офсет, шелкография или что-то еще, по жанру и по размерам); журнальный дизайн (издания, появившиеся за последние два года, в т.ч. просто обложки или рекламные полосы) и визитные карточки.


Концепция экспозиции была грамотно разработана дизайнерами «Ардепо». Как отмечает организатор “Пчелы” С.И.Серов, организация выставки «по пятну» наиболее подходящая для выставок графического дизайна. «Например, в Варшаве плакаты выставляются по алфавиту, просто невозможно смотреть, в Брно по странам, что тоже вносит определенные ограничения, у нас же экспозиция художественная и ее организация по цветовому пятну является наиболее оптимальной”.

Плакат

Мы даем плакат броский, который мог бы, что называется, огорошить зрителя, остановил бы его внимание, что и требуется, прежде всего, от плаката. Для этой цели мы совершенно свободно обращаемся с материалом, не соблюдаем пропорции…
Братья Стенберги, 1928г.


Хороший плакат задает вопросы, не просто красив и графичен, а призван не оставлять зрителя равнодушным. То, что было представлено в экспозиции, вполне отражало эстетику века уходящего. Борьба со СПИДом, наркотики, неонацизм – кровоточащие раны на теле человечества, обрисованы мастерами плаката со всего мира. Художник, как ребенок, отражает то, что видит. Великий Леонардо называл художника внуком Бога («Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором»). Архетипизированные нашим временем серп и молот по соседству со свастикой, красное и черное, плюс и минус, два полюса, извечный дуализм природы и бытия, М и Ж, уходящие сквозь философию Отто Вейнингера своими корнями к даосским Инь и Янь.


Парадокс - вот ключевое слово, полно отражающее суть плаката. Острые, неожиданные ходы. Нетрадиционность, осмысленный уход от канонов, свободное обращение со шрифтом считаются нынче современными.


Grand-prix получил известный австрийский дизайнер Стефан Загмайстер, чей плакат для «Американского Института Графических Искусств» жюри признало лучшим. Австрийский мастер успел за время своей успешной деятельности поработать в Вене, Гонконге и Нью-Йорке, впитав в себя все то лучшее в дизайне и рекламе, с чем ему пришлось конкурировать.


Раскрепощенный, ультрасовременный по способу раскрытия идеи, плакат не только привлекает внимание, а открывает перед дизайнерами новые горизонты графических возможностей. Так можно делать! Вызывающая тактильные ощущения, стилистически однородная с самим плакатом надпись «Hurry» свидетельствует о безоговорочном подчинении технических возможностей главной идее плаката, умудряется намекнуть на знак «V-Виктория» по-куриному! Раскованное обращение с текстом отнюдь не препятствует удобочитаемости, а скорее наоборот делает подачу информации более человечной, естественной. Подписи участников проекта (внизу), вписанные в скругленные прямоугольники, – словно визитные карточки. У каждого(!) дизайнера Загмайстер сумел увидеть лицо и отразить в плакате.


«Встречаться, обсуждать, есть, пить, танцевать, доказывать, думать и учиться тому, как наша работа воздействует на мир и как мир воздействует на нашу работу», - читаем на плакате. Раскрепощенная тусовка и адекватный подход к ее графическому воплощению. Дизайнер сумел взглянуть свежим взглядом, когда уже казалось, что все пути исхожены, все возможности испробованы, все идеи высказаны.
Загмайстер – победитель.

 

Визитная карточка

Представленные в экспозиции 700 визитных карточек со всего мира поражают воображение даже искушенного зрителя. По богатству форм, подходов, технологий, фактур и шрифтовых решений столь аскетичный жанр, каким является графика визитной карточки, превосходит любую другую область рекламной и дизайнерской деятельности. Здесь конгревное тиснение запросто уживается с офсетной печатью (визитка В.Акопова), многостраничная карточка (карточки) Найдена размером 23 х 23 см это целый манифест, заявка, самоутверждение дизайнера. Вот такой я сложный, загадочный, выдающийся дизайнер современности Найден, не вмещаюсь в тесные рамки привычных форматов.


Визитки сотрудников дизайн-студии Е-программа это взгляд в будущее. Визитные карточки комбината «Черемушки», разработанные Е-дизайнерами могут запросто вызвать у обывателя слюновыделение, а у дизайнеров потовыделение. Ведь на тыльной стороне карточек полноцветом изображен срез свежего хлеба.


На общем фоне экспозиции выделяются визитные карточки самих дизайнеров. Всегда проще найти компромисс с самим собой, чем с заказчиком. Творчески раскрепощенные дизайнеры выставляют собственными визитными карточками по сути свои автопортреты, то, кем они себя видят. 


Именно такая визитка получила Grand-prix «Пчелы». Визитка Загмайстера. Трехчастная, состоящая из пластикового полупрозрачного с одноцветной печатью чехольчика и двух вкладышей, она даже не подлежит полиграфическому воспроизведению на страницах журнала. Как нельзя воспроизвести голографию с помощью офсетной печати. Въезжающие части образуют сложную интерференционную картинку, заставляет зрителя думать, действовать-двигать, запоминать. Такая визитка не может оставить равнодушным. Приоткрытый Загмайстером занавес в 21 век, показал, как много неизведанного ждет там дизайнеров. Новые технические возможности, оригинальные графические решения. Даже для визитной карточки.

Журнал

Богатая экспозиция «журнального дизайна» обозначила новые тенденции в развитии как отечественной, так и зарубежной журнальной графики. И не удивительно, что основные призы здесь получили дизайнеры из Китая, Ксью Ванг, и из России - Катерина Кожухова за журнал «Как», Сергей Кужавский за первый номер журнала «Союз дизайнеров». Бурный всплеск журнальной графики, пришедшийся на постперестроечный период привел к экспоненциальному увеличению количества журналов, сопровождающемуся общим повышением их качества. Прогресс очевиден - отпечатанная на 6-красочной машине и покрытая лаком обложка, сильно разнится с «Техникой молодежи» 20-летней давности. То, чем сейчас радует читателей журнал «Как», еще совсем недавно казалось неприемлемым. Полная свобода при обращении с пространством, налезающие шрифты, немыслимые спецэффекты уже никого не удивляют, а скорее стали нормой современной типографики.


На этом фоне западные образцы журнального дизайна иногда кажутся, чуть ли не архаичными.


В то же время 26 обложек «Rolling Stone» уникальны каждая по-своему. Рекламная фотография – золотая пыльца издания соподчиняет себе логотип, окрашивая его в разные цвета, иногда закрывая ту или иную его часть и всякий раз чаруя нас профессиональным мастерством. Все обложки безупречны. Все ровно, стабильно, сильно. Такова полиграфическая культура на Западе. Результат прогнозируем и можно с уверенностью сказать, что обложка «Rolling Stone» июня 2043 года будет представлять из себя качественное фото, грамотно сочетающееся со стандартным лого под глянцевым блеском УФ – лака. И к этому моменту времени журнал будет выходить!


Многие из представленных отечественных журналов «Камера обскура», «Птюч», «Salon interior» демонстрируют творческие всплески своих дизайнеров (ведь журналы выходят регулярно). Более прогнозируемы «Деньги». А в целом разговор о традициях российского журнального дизайна это разговор будущего, когда стиль журнала окончательно сформируется и станет узнаваем, когда изыски дизайнеров пройдут проверку временем, когда движущийся с немыслимой скоростью прогресс сбавит темп, ненадолго задумается и проанализирует накопленный капитал.

Сопутствующие выставки

В качестве сопутствующих выставок в контексте биеннале были представлены экспозиции «а40&60» – выставка замечательного московского дизайнера Валерия Акопова: 40лет творческой деятельности и 60 лет со дня рождения. А также лауреаты конкурса шрифтового дизайна «Кириллица 99».


Акопов, чей творческий путь это череда побед и удивительных открытий демонстрирует молодым дизайнерам завидную преданность любимому делу и единожды выбранному пути. Гордость мастера – его товарные знаки (заслуживающие особого разговора). Накануне выставки нам удалось пообщаться с дизайнером и спросить о секрете его мастерства и о рецепте создания знака. «Это скорее напоминает процесс стрижки английского газона, - говорит Валерий Сергеевич, - рисуйте каждый день по 10 часов и озарение к Вам само придет». Проходя от одной работы к другой (40лет – 40 работ), чувствуешь, как растет мастерство, как становится тверже рука и острее глаз, как совершенствуется, становясь все более немногословной линия, одного из лучших дизайнеров России ХХ века. 


В конкурсе «Кириллица 99» призы присуждались по 3 основным номинациям: текстовые шрифты, акцидентные и наборные украшения. Искусство кириллической типографики еще ждет своих Гарамонов, хотя, возможно, кого-то из представленных на конкурсе, в будущем и возведут в ранг святых. Интересно, что среди почти пятидесяти участников можно встретить дизайнеров из восьми стран, в т.ч. Германии, Канады, США, Японии. Вы знаете кого-нибудь из Российских дизайнеров прошлого или настоящего, участвовавшего в конкурсе японской каллиграфии или хотя бы шрифтового дизайна США?


Кириллическая азбука имеет ту характерную особенность, что многие буквы графически несовершенны. Если над латинской азбукой работали мастера эпохи Высокого Возрождения, Лука Паччиоли писал трактат «О божественной пропорции…», Альбрехт Дюрер конструировал буквы на основе квадрата (разделенного на 10 частей) и круга (вписанного в квадрат), то в создании нашей современной азбуки основное участие принимал Петр I. Появление гражданского шрифта в 1710 году на основе кириллицы конца XVII века и ренессанской антиквы (голландской печатной фирмы Эльзевиров) явилось своего рода компромиссом между тем и другим. Причем Петр не только утверждал новую азбуку, но и сам рисовал многие буквы. (некоторым дизайнерам это может напомнить заказчика, самостоятельно изображающего собственный товарный знак).


Многие буквы русского алфавита при кажущемся своеобразии наследуют черты изначальных латинских букв-прообразов. Так. у «Г» горизонтальный штрих с засечкой подобен тому же у «Е». Увиденный нами на выставке вариант «Г» с засечкой вверх у одного из шрифтов – победителей настораживает. Ведь, кернинговые пары с участием этой буквы в большинстве случаев будут подразумевать налезание прописных букв под горизонтальный штрих «Г». Что вряд ли является достоинством.


Отрадно, что иноземные дизайнеры работают над кириллицей. С одной стороны, это тешит самолюбие российского зрителя, с другой заставляет дизайнера работать более активно и требовательно.

 

«Золотые пчелы» в номинации «плакат» получили:

Андрей Логвин (Россия), 
Казумаса Ногаи (Япония), 
Гюнтер Рамбов, 
У.Г.Сато (Япония), 
Леонардо Саниоли (Италия).

В номинации «Журнальный дизайн»:

Ксью Ванг (Китай), 
Ирина Кожухова (Россия, журнал «Как»), С.Кужавский за 1-й номер «Союза дизайнеров», Д.Ликин и Е.Райцес,
а также Санчес Родриго (Испания).

В номинации «визитная карточка» «пчелы»

получили П.Банков, 
А.Голышев (Россия), 
Гротриан-Штайнвег (Германия), 
П.Пииппо (Финляндия), 
К.Сато (Япония), 
Ф Хикман (Германия), 
И.Гурович,
В.Чайка, 
оставив другим участникам биеннале лишь приятные воспоминания и надежды на будущее.

 

Пчела улетела. Она прилетит уже в новом столетии. Принеси нам новые работы и возвращайся, Пчела!

 

Василий Шишкин