Статья опубликована в журнале "Реклама и полиграфия"

… подобно тому как Господь сотворил мужчину и женщину, он создал героя, а с ним – поэта или писателя. Последний не может делать того, что первый, он способен лишь восхищаться героем, любить его, радоваться ему. Однако он так же счастлив, и не менее, чем тот первый, ибо герой – это как бы его собственная лучшая сущность, в которую он влюблен; при этом он радуется, что это все же не он сам, и его любовь может поистине быть восхищением. 

С.Кьеркегор, «Страх и трепет»


Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

А.С.Пушкин, «Пиковая дама»

 

Из жизни простейших: треугольник

Предисловие

Образ треугольника вмещает в себя всю историю человечества. Ибо затрагивает вопрос взаимоотношения полов, а следовательно, становится краеугольным камнем развития человеческой культуры. В то же время треугольник объясняет основы большинства религий. Философия треугольника сложна, как христианская Троица: Отец, Сын и Святой Дух и одновременно проста как раз-два-три.

 

Независимо от периода человеческой истории, как в прокопченной факелами пещере, так и в трехкомнатной квартире многоэтажного дома мужчина, взирающий на свою обнаженную возлюбленную, глядя на самое интимное, лобковый треугольник, видит цель и смысл, восхищается и вожделеет, обожествляет и презирает одновременно. Он получает и источник вдохновения, и повод для войн и раздоров, самое прекрасное и самое отвратительное, отторгается чудовищным обманом и вбирает смысл жизни. Треугольник обращенный острием вниз всегда ассоциировался с женственным, с водой, наполняющей чашу. Треугольник с острием, направленным вверх связывался с огнем и с мужчиной, вызывая ощущение устойчивости и надежности. Хотя на дверях туалетов обычно рисуют все наоборот.

 

Нашими героями в этот раз станут знаки, созданные на основе треугольника, и таких в этот раз набралось не мало. Мы видим целую группу однотипных изображений, где три равносторонних треугольника образуют единый треугольник, что, по мнению создателей должно ассоциироваться с устойчивостью, гипертрофированным мужским началом и гарантировать успех делового начинания. Удивительным является не то, что мужчины хотят казаться мужчинами. Нет также ничего странного в том, что они хотят быть самыми пресамыми мужчинами. Ведь каждый себя мнит если не Наполеоном, так уж Бонапартом как минимум. Странно другое, что заказчики и дизайнеры столь упорны в своем желании быть похожими на других. В сознании авторов представленных знаков, и возможно важнейшим аргументом при сдаче этих знаков заказчику, набор из нескольких треугольников символизировал многократное усиление мужского начала. И это очень похоже на комплекс полноватого мужчины невысокого роста, с трудом выбирающегося из огромного джипа, «смотрите, как я крут». Хотя внимательное разглядывание треугольника сотканного из трех малых выдает в нем присутствие женского начала. Это внутренняя часть, тоже являющаяся треугольником. По мнению известного эксперта и специалиста в области графического дизайна Сергея Серова: «Пространство – едва ли не самое важное понятие, характеризующее стилистику и пластику графического знака. Пространство складывается из пятна самого знака, и его фона, который существует как вокруг знака, так и внутри него». Наличие в знаках женского начала гармонично вписывается в теорию Отто Вейнингера, что нет абсолютного М или Ж, есть лишь определенные соотношения этих двух как в каждом из нас, так и в окружающем мире.

 

Магия тройки

Считается, что треугольник, обращенный острием вниз, в качестве женского символа сформировался ранее мужского треугольника, ориентированного острием вверх. А во многих культурах наша фигура независимо от ориентации в пространстве вообще закрепилась преимущественно как олицетворение женщин. У коренных племен Бразилии, а также у майа и китайцев треугольник почти всегда означает женщину. В некоторых культурных пластах, наоборот речь идет про соответствие только мужскому началу. Так в Африке у многих племен три это пенис и два яичка.

 

Треугольник встречается фактически во всех религиозных традициях. В Индии он являлся первой космической фигурой, возникшей из хаоса. Божественная индуистская триада Тримурти – единение трех богов: создатель Брахма, охранитель Вишну, разрушитель Шива. У египтян треугольник символизирует триаду духовной воли, любви-интуиции и высшего разума. Шумеры отождествляют два рядом стоящие треугольника, обращенные остриями вниз с женщиной-матерью, с кормящей грудью. У финикийцев треугольник – буква алфавита «далет» (дверь), послужившая прообразом для греческой «дельта». В христианстве треугольник – всевидящее око Господа. У масонов равносторонний треугольник означает тройственность Космоса, а стороны символизируют свет, тьму, время (лежащее в основании треугольника).

 

В нумерологии тройка играет особую роль. Это первое нечетное число (поскольку единица является четным и нечетным одновременно). Три это созидание. Для пифагорейцев тройка – число священное, имеющее начало (единица), середину (двойка) и конец (три), а также знак здоровья. Благодаря соответствию букве «дельта», согласно Пифагору, треугольник – символ создания Космоса.

 

Триединство встречается везде: начало, середина, конец; дух, душа, тело; мысль, воля, действие; Свобода, Равенство, Братство и т.д. У викингов триединство проявляется в единении силы, власти, чести.


В литературных произведениях тройка встречается достаточно часто, от Библии и до наших дней. В Библии символизм тройки звучит постоянно: три Волхва, Иисус умер 3 апреля, в 3 часа, прожив 33 года, воскрес на 3-й день и т.д. В романе «Пиковая дама» мы встречаем неоднократное упоминание числа три в самых различных контекстах, как будто автор постоянно акцентирует внимание читателя на этой цифре: «она выбрала три карты», «около 300 тысяч», «три девушки», «анекдот о трех картах», «три дня после того», «не прошло трех недель», «по крайней мере три злодейства», «прижимая к сердцу треугольную свою шляпу», «три дня после роковой ночи», «было без четверти три», «на столе стояло более 30 карт». Видимо, это имело немалое значение для автора. Стоит отметить, что и в жизни самого Пушкина цифра три встречается часто, случайным и неслучайным образом. В «Пушкинском словаре» слово Париж (где поэт не был никогда) встречается 333 раза. Любопытно, что сама цифра 333 (космос, свет, здоровье, божественное и человеческое) это 666 (дьявольское) пополам. А числовой аналогией большинства представленных в статье знаков является как раз число 333. В цитате, ставшей эпиграфом к статье «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..» опять таки звучит тема взаимоотношения полов.

 

Упоминание тройки пронизывает культуру насквозь: трехголовый змий, три пути, тройственный союз, триколор, пирамида власти, трижды, как факт многократного усиления, трезубец, тройные врата рая у женщины, «Тройной одеколон» наконец и т.д.

В армии троекратное «Ура!!!» – акт высшего чинопочитания и уважения.

 

Из истории регистрации товарных знаков

Исторически, первым зарегистрированным товарным знаком стал именно треугольник. Первое Патентное бюро открылось в Лондоне 1 января 1876 года. И представитель компании Bass, выпускавшей пиво, провел всю новогоднюю ночь в ожидании открытия с тем, чтобы зарегистрировать красный треугольник (а также красный ромб) для родной компании. С тех пор в архивах компаний накопились тысячи материалов, посвященных выигранным судебным процессам, поскольку уж очень лакомым блюдом представляется этот мужской символ. Очевидно, что с исторической точки зрения, первыми должны были быть зарегистрированы простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, звезда, крест и т.д. Случайным совпадением стал тот факт, что первым зарегистрированным знаком оказался именно треугольник. Регистрация знаков в США началась на пять лет раньше, однако впоследствии закон о регистрации был признан противоречащим Конституции и отменен вплоть до 1881 года.

 

В конце 19-го века появлялось большое количество знаков, основанных на треугольнике. В частности, ровесница Bass’а немецкая компания Apollinaris выпускала воду. Не обошел треугольник стороной и Россию. В 1860 году появилось Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры, производившей колоши, резину для автомобилей (к слову сказать, превосходного качества, ибо она обходила на выставках продукцию конкурентов, даже таких именитых, как «Мишлен»). Товарищество выпускало широкий ассортимент резиновых изделий, в том числе аэростаты, которые сыграли огромную роль во время Великой Отечественной войны.

 

Выводы

Мы увидели, как велика роль треугольника в мировой культуре, и как явно это проявляется в современной традиции графического дизайна. Связь расположения треугольника (острием вверх или вниз) и вопросов пола очевидна. Стоит отметить также, что тема треугольника звучит в товарных знаках компаний заметно чаще, чем это видно поверхностным взглядом. Знаки Marlboro и Citroen, Delta Airlines (сам Бог велел) и Adidas настойчиво используют тот же треугольник, российский крем «Регецин» и сотни других им следуют. Но в большинстве случаев мы видим упорное (и даже шовинистское) желание создателей быть мужчинами. Неужели женщины дизайнеры оставят эту ситуацию без внимания и не пополнят кладовую графического дизайна треугольниками, обращенными основанием вверх? Неужто у дизайнеров мужчин не хватит смелости прославить любимую и увековечить ее лобок хоть в одном товарном знаке? Кто первый? Настало время менять традиции.

 

Василий Шишкин