Меж тем единой стала голова,                                  Статья опубликована в журнале 
И смесь двух лиц явилась перед нами,                      «Реклама и Полиграфия»
Где прежние мерещились едва. 

Четыре отрасли – двумя руками, 
А бедра, ноги, и живот, и грудь 
Невиданными сделались частями. 

Все бывшее в одну смесилось муть; 
Данте Алигьери, «Божественная комедия»

Квадрат

Предисловие

Внутренний мир российского человека округлый по содержанию, но квадратный по самовыражению. И тому причиной не только историческое прошлое, но и не менее историческое настоящее. Глядя на очевидное, мы называем его не теми словами, что подсказывает нам внутренний разум, а теми, что нашептывает «коллективное несознательное», что навязано государственной идеологией, агрессией средств массовой информации, включая бездонную смывную трубу голубого экрана, что продиктовано мнением соседки. Грусть и скорбь охватывает порой, глядя на проявление «коллективного несознательного», особенно, когда дело касается столь тонкой эстетской материи, какой является графический дизайн. Но наш слепой гнев, присущий существам неразумным, должен уступить место вдумчивому анализу. Ибо как писал Малевич «старое понятие художник исчезает, на его место появляется ученый-художник».

 

Как приятно пришпиливать подзасохших бабочек, помещать их под стекляшку, пополняя коллекцию! Как дивно ножничками срезать под корень незнакомые виды растений, составляя гербарий! Как чудненько собирать товарные знаки, напоминающие друг друга как близнецы-братья, похожие, словно человеки-клоны, – составные части единой коллекции. В новой серии статей задуманной нами специально для журнала «Рекламная полиграфия» и названной «Из жизни простейших», мы остановимся на нескольких замечательнейших коллекциях знаков, объединенных общими стилистическими особенностями, объективным сходством, и попробуем проанализировать истинные причины этого художественного однообразия. И начнем с квадрата.

 

Квадраты

Вашему вниманию представляется целая серия товарных знаков, разработанных для крупных компаний, используемых этими компаниями, и достаточно известных, заметных в Санкт-Петербурге. Мы ограничились лишь группой знаков, построенных на квадрате, разделенном на четыре части, хотя в нашем городе можно встретить намного большее количество изображений, основанных на этой геометрической фигуре. С лабораторной сухостью исследователя отметим, что анатомические свойства представленных образчиков идентичны и отличаются лишь нюансами. Где-то один из элементов чуть повернут, где-то что-то добавлено, чуть видоизменено, использованные шрифты честно отличаются, но в целом, магазин по продаже «Барби». Странным представляются несколько общих свойств этих товарных знаков: достаточная однородность цветовой гаммы (с краснецой), локализация ареала обитания, а именно, прописка в Санкт-Петербурге (уверяю Вас, о благосклонный читатель, что часто бывая в Москве и заграницей, мне не довелось встретить такой полной коллекции однотипных объектов). Что стало причиной с одной стороны, столь щемящее тусклой дизайнерской работы, а с другой столь упрямого желания заказчика быть похожим на других? Только ли нехватка бюджета, или экономия времени? Только ли корреляция мысли и сиюминутное помутнение рассудка? Может быть что-то еще? Ведь, помимо однообразия, знаки обладают и очевидными достоинствами: устойчивость, ясность формы, запоминаемость, легкость работы с изображением, масштабируемость и т.д.. Наверняка предлагались ведь и иные варианты дизайна, но выбраны эти. Почему? Попробуем разобраться.

 

Экономичность

Согласно Р. Арнхейму («Искусство и визуальное восприятие») «в эстетике принцип экономии означает, что художник не должен стремиться к большему, чем требуется для достижения его целей». Ему вторит Поль Валери («Из «Тетрадей»») «из двух слов следует выбрать меньшее». Но куда уж экономичнее? «Вес» квадрата в Corel Draw – 16 КБт, квадрат разделенный на сектора – столько же. Возможно, дизайнерские поиски начались с квадрата, на нем и закончились, поскольку тот подошел. Дальше в дело пошли техники обольщения, убеждения, уговоров заказчика, увенчавшиеся грандиозным успехом, ибо продать многократно проданную прошлогоднюю капусту – искусство, доступное не многим. Но почему квадрат подошел столь многим?

 

История

Заглянем в историю. Квадрат известен во многих древних культурах еще на заре человеческой мысли и осмысленной деятельности. Многие исследователи считают, что квадрат, как и крест – это попытка человека противопоставить организованность и порядок вселенскому хаосу, первый шаг и усилие ориентироваться на местности, подчинить природу своей воле. В древнем мире квадрат обычно означает четыре стороны света. И в Ассирии, и в древнем Перу четыре стороны света, четыре направления, то есть квадрат это и есть Весь Мир. В сознании индейцев Северной Америки Вселенная – квадрат, разделенный на четыре части. Египтяне обожествляли квадрат. Греки описали его силами математики, хотя Пифагор считал все четные числа женскими и слабыми, квадрат же равно как и цифра четыре в силу их делимости и превращения в ничто были описаны лишь отрицательными характеристиками. В Исламе Кааба – пуп земли тоже кубической формы. У кельтов вселенная это три квадрата, один вложенный в другой, из центра текут четыре реки. В Китае, согласно космогоническим воззрениям, Вселенная тоже представляет из себя квадрат, поэтому китайские города, являясь точной копией вселенской гармонии, так же квадратны (иногда прямоугольны) и разделены на 9 частей. И это позволяет предположить, что квадрат как никакая иная фигура весьма уместен для строительных компаний, как прямая, историческая ассоциация с городом, основательностью, надежностью. А, как учил Леонардо да Винчи, «делай так, чтобы произведение твое соответствовало цели и намеренью». Тем самым, использование квадрата строительными компаниями оправданно. Отметим также, что квадрат во все времена использовался зодчими для гармоничного построения пропорций зданий со времен египетских пирамид и до наших дней. Масса церковных сооружений возведены с помощью квадрата и круга. 
В природе квадрат встречается в кристаллах. Например, пирит (сульфид натрия) имеет строгую кубическую структуру, используется для производства серной кислоты (и даже содержит золото и кобальт).

 

В различных культурах квадрат – это постоянство, основательность. У некоторых народностей квадрат, как противопоставление юрте (кругу), фигура более совершенная. Согласно Юнгу квадрат – символ материи. С помощью квадрата и круга построены многочисленные церковные сооружения. Квадрат божествен и в нашей жизни. Четыре Евангелия, четыре состояния материи, четыре, четыре, четыре... К.Малевич известен не только как автор «Черного Квадрата», но и как один из идеологов ГИНХУКа, института, где анализировалось как современное, так и античное искусство, где искались ответы на вопросы визуального восприятия, подвергались анализу стили и течения живописи. Исследователи того времени отметили, что кубизм (а супрематизм Малевича логически вытекал именно из кубизма) появился в городе, а не в провинции. Сам же Малевич, был уверен в том, что с приходом супрематизма и «Черного квадрата» «живописный цикл завершился».

Теперь попробуем ответить на вопрос о корреляции цветовой гаммы рассматриваемых образчиков. В.Кандинский, не только художник, но и аналитик, закончивший Московский университет, еще в 1910 году в книге «О духовном в искусстве» задался вопросом о соответствии цвета и формы. Он ввел понятие «внутреннее звучание формы», отметив, что форма является неким духовным существом, и впервые обозначив связь формы и цвета, введя понятие «духовный аромат». Позднее в 1923 году в Баухаузе им был составлен опросник, где студентам задавался вопрос о соответствии трех фигур треугольника, квадрата и круга трем цветам: желтому, красному и голубому. Большинство опрошенных склонилось к мнению, что квадрат должен быть красного цвета. И это статистика. Большинство наших героев - товарных знаков тоже преимущественно красноваты согласно некоему внутреннему ощущению дизайнеров. Им, как, судя по всему, и заказчикам, казалось, что так должно быть. Как ни странно, питерский магазин подарков «Красный Куб» тоже удачно вписался в цветовую концепцию Кандинского.

А почему именно в Санкт-Петербурге наметился столь бурный рост квадратной поросли? Сальвадор Дали называл зрительные эмоции «пищей для глаз». И впрямь, повседневные впечатления питерского дизайнера отличаются от визуальных эмоций дизайнера московского и тульского тоже. Четко разлинованные прямоугольники кварталов, простая квадратно-строгая геометрия улиц накладывают свой неумолимый отпечаток и на творчество дизайнера. Влияют они также и на вкусовые пристрастия заказчиков. Живя в одном городе тем и другим проще найти общий язык, ибо вскормлены они визуальной пищей из соска одной матери-Родины. Но это лишь наше предположение.

 

Нельзя не сказать, что деление квадрата на части вызывает еще одну немаловажную ассоциацию. Множественность: ассортиментного ряда в продуктовом магазине, вариантов страхования, планировок квартир и т.д. В зависимости от контекста. 


Пусть наши герои не отчаиваются. Ведь многие культуры называли квадрат одной из самых совершенных фигур. У римлян даже был специальный термин для гармоничного человека, по-латински, Homo quadratus, человек квадратный, человек гармоничный, построенный по высшим канонам, основанным на квадрате.

 

Вглядитесь в эти знаки, они по-своему прекрасны!

 

Василий Шишкин