Об истоках Цинизма

 

 

Истоки практически любой философской доктрины можно найти в Древней Греции. На рубеже V IV веков до н.э. в Афинах возникло философское течение под названием кинизм, просуществовавшее без малого тысячу лет. Основал школу Антисфен, учившийся у Сократа, открывший гимнасию Киносарг («Зоркий пёс»). Философы сами себя называли собаками (греч. kynos), откуда и произошло название киники. Это были люди из низов: незаконнорожденные, бедняки, рабы. Они учили бесплатно представителей их же сословия. Иногда и богатые примыкали к движению демонстративно отказываясь от материальных благ (так Кратет по наущению Диогена отдал все свои земли под пастбища, а деньги выбросил в море).

 

Философия кинизма помимо аскезы предполагает переоценку всех ценностей, переосмысление базовых констант, т.н. «перечеканку монет». Тотальной ревизии подлежит буквально всё: религиозные догматы, государственные устои, семейные отношения, материальные богатства. То, что ранее казалось святим, подвергалось нещадной десакрализации. Призывая к обобществлению жён и детей, киники порой далеко заходили в своём ригоризме. Презрение к общественной морали выражалось не только в словах, но и в публичных деяниях. Киники могли справлять нужду, браниться, заниматься рукоблудством прилюдно («Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот», – отбивался от обвинений Диоген). Киник не признаёт государство, провозглашая автаркию личности. «Я – гражданин мира!» – фраза, ставшая космополитическим манифестом Диогена.

 

Кинизм не только философская доктрина, но и образ жизни. Не брившие бороду, в грубом плаще, с посохом и сумой киники часто эпатировали публику, презирали украшения и косметику. Диоген жил в пифосе, сосуде для зерна или вина. Не киника ли анахорета в качестве исходной модели избрали для себя странствующие христиане-проповедники, вобрав в себя привычки, жизненный модус и манеру одеваться? Привычные ценности людей, такие как слава, богатство, роскошь ставились киниками под сомнение («дым», «чад»). В освободившемся на пьедестале месте философы поместили свободу слова, согласие с природой, трудолюбие, добродетель.

 

Киник – «надзиратель человеческого рода», «врачеватель человечества» призван направлять и исцелять, указывая на пороки. Это не всегда бывает приятно, но и собаки порой кусаются. Однажды Диоген закричал «Эй, люди!» Сбежался народ, он замахал палкой «Я звал людей, а не дерьмо». Конечно, таких порой изгоняли. В более поздние времена они предавались преследованию, их бичевали, а иногда и казнили.

Отношение киников к женщине тоже известно. Увидев женщин, удавившихся на оливковом дереве, Диоген воскликнул: «О если бы все деревья приносили такие плоды!» А любовь Антисфен вообще называл «злом природы».

 

Жизнь киников овеяна легендами. Диоген дожил до глубокой старости, встречался с Александром Македонским и умер с ним в один день, задержав дыхание. Будучи изгнан с родной земли этот философ попал к пиратам и был продан в рабство, приказав на невольничьем рынке глашатаю объявить, «не хочет ли кто купить себе господина?» Кажется, верх цинизма, не правда ли?

 

Действительно, материальные блага порабощают человека, и сейчас эта мысль актуальна как никогда. Независимость от вещного мира, с точки зрения киников, и есть подлинная свобода. Многие понятия и в наши дни нуждаются в переосмыслении, а некоторые идеи кинизма по-прежнему выглядят свежо, какими бы циничными они не казались на первый взгляд.

 

Василий Шишкин

11 сентября 2012 года

 

Литература:

  1. Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» «Мысль», М., 1979
  2. И.М.Нахов «Философия киников», «Наука», М., 1982

Мысли

Правило «Трёх Х»

  1. Думайте о Хорошем!
  2. Делайте Хорошее!
  3. Питайтесь Хорошим!
     

Мой девиз:

не забывать жить!